Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Электронное научно-методическое издание

для учителей ОБЖ

Эмчеэсовская школа пять лет под патронажем чрезвычайной службы

Эмчеэсовская школа пять лет под патронажем чрезвычайной службы

 

П. Яковлев, наш спец. Корр., ОБЖ № 9 2005 г.

1 сентября. Перед московской школой № 1294 собралось большое количество народа: учителя, ученики, их родители. Дети в парадной одежде с букетами цветов, взрослые с фотоаппаратами и видеокамерами - все с нетерпением ждут начала праздничной линейки. Вместе с тем многие родители первоклассников недоуменно крутят головами: что такое? Что случилось? Зачем возле главного крыльца стоит "Газель" поисково-спасательного отряда МЧС? Почему в толпе мелькают люди в военной форме с погонами? Хорошо, если обеспечивают безопасность. Но после прошлогодних событий в Беслане всякие мысли в голову лезут.
К счастью, то, что послужило поводом для беспокойства, становится основанием для уверенности: все будет хорошо - и сегодня, и в последующем! Ее вселяет в собравшихся вышедший к микрофону директор Департамента гражданской защиты МЧС России генерал-майор Владимир Пучков. Рядом с ним другие представители министерства и Москвы, Всероссийского научно-исследовательского института ГОЧС. Теперь уже военная форма выступающих перед собравшимися не смущает родителей, им разъяснили, что школа-то "эмчеэсовская" - под патронажем МЧС находится.
Потом заиграла жизнерадостная музыка, и началось представление, подготовленное старшеклассниками школы. Его ведущие объявили, что сейчас ученики 11-го класса - члены кружка юных спасателей - покажут, как проводится эвакуация из окна второго этажа школы с помощью спасательного снаряжения. В роли эвакуируемого - один из преподавателей. И действительно, двое школьников в форме МЧС вылезают из окна, затем оттуда же появляется посаженный в спасательную косынку улыбающийся учитель. Наконец, все вместе они лихо съезжают вниз. Но это оказывается еще не все. За ними по веревкам спускаются еще три школьника помладше: мальчишка и две девчонки из 9-х классов, потом манекен "Гоша", лежащий на носилках. Через пару минут благодаря умелым и слаженным действиям школьников "Гоша" спасен. Короче говоря, праздник первого сентября в 1294-й школе встречали активно и очень по-эмчеэсовски.
После этого начались занятия, но и здесь не обошлось без сюрпризов. Одним из первых был урок ОБЖ. А в роли учителя предстал названный выше Владимир Андреевич Пучков. Он рассказал старшеклассникам об угрозах природного и техногенного характера, а также других напастях, повседневно сопровождающих человека в его жизни и деятельности. Ребята слушали Владимира Андреевича внимательно, и было отчего. Он популярно излагал сложные вопросы и умело снимал напряжение шутками и забавными примерами. В конце урока школьникам были подарены диски с новыми обучающими программами, а также фильм "Приключения Маши и Пети", где в игровой форме показывалось поведение человека при попадании в различные экстремальные ситуации.
Да, скажет читатель, повезло школе с кураторами. Однако дело не только в везении. То, что одна из многих московских школ стала "эмчеэсовской", и ее заслуга. В ней работают увлеченные своим делом люди, творческие личности. В 2000 году учащиеся 11-х классов провели здесь экологическую конференцию, темы которой были тесно связаны с безопасностью - и планеты, и отдельной личности. Сделано это было столь интересно и ярко, что как школьники, так и учителя заразились прозвучавшими идеями. Тогда едва ли не каждый учитель понял, что его предмет тоже имеет отношение к вопросам экологии и ОБЖ, посчитал своим долгом их изучать и преподавать. Посовещавшись с педагогическим коллективом, директор школы Людмила Солонина обратилась в МЧС за помощью - хотя бы методической. Оказать ее поручили научно-исследовательскому институту министерства, точнее, Всероссийскому НИИ ГОЧС. В итоге, его руководство и специалисты решили помочь школе создать первый экспериментальный Центр "Юный эколог и спасатель". Он и был образован на базе московской средней школы № 1294.
Основными целями центра стали формирование у детей правильного восприятия роли и места человека в глобальной системе "Природа - человек - общество", воспитание чувства причастности и ответственности за сохранение животного и растительного мира, обучение их правилам и нормам поведения в обществе, привитие навыков общественной безопасности и элементов правовой культуры.
Для начала ВНИИ ГОЧС обустроил в школе компьютерный класс и обеспечил его обучающими программами, в том числе по безопасности жизнедеятельности. Одновременно выяснилось, что родители одного из учеников - супруги Шаненко - являются профессиональными спасателями. Они стали развивать спасательную составляющую центра.
Позже в школе открылась городская экспериментальная площадка под названием "Интеграция знаний по безопасности жизнедеятельности в базовые предметы на основе системно-деятельного подхода и информационных технологий". Здесь "обкатывалась" идея интеграции ОБЖ и экологии в различные школьные предметы, чтобы обеспечивать правильное отношение детей к окружающему миру и таящимся в нем опасностям. Главным же смыслом самого системно-деятельного подхода является не просто обучение, а стремление заинтересовать ребенка в получении знаний. Как утверждают психологи, заставить ребенка заучить правила поведения совсем не достаточно для того, чтобы он их придерживался. Необходимо добиться, чтобы он не только знал, чего именно нельзя делать, но чтобы также имел представление о последствиях неразумных действий. Лучший способ добиться здесь хороших результатов, по мнению преподавательского состава школы, - это личностное обучение, индивидуальный подход. Тогда между учебным материалом и реальной жизнью ребенка возникает устойчивая связь, дающая ему собственное мироощущение.
Отчасти это можно сделать, используя подходящие жизненные примеры, которые могут инициировать его личный интерес. Скажем, проведя расчеты материального ущерба и человеческих потерь от возможного пожара, ребенок уже сто раз подумает перед тем, как бросить горящую спичку в мусорный бак. Можно использовать развлекательную, игровую составляющую обучения.
ВНИИ ГОЧС предоставил школе диски с так называемой геоинформационной системой "Экстремум". Эта компьютерная программа содержит информацию об экономике, экологии, о населенных пунктах России и мира, растительности, реках, дорогах, полезных ископаемых и возможных чрезвычайных ситуациях. С ее помощью можно смоделировать какую-нибудь ЧС и, посмотрев какой урон она принесет, разработать сценарий реагирования на нее. Программа позволяет использовать космические снимки, отражающие реальное состояние дел в различных частях мира. Благодаря им осуществляется привязка к конкретной местности. Кроме того, что программа развивает, она еще и очень увлекательна. Преподавательский состав 1294-й школы принимал участие в адаптации этой программы для детей. Сейчас "Экстремум" используется для обучения на уроках географии и ОБЖ.
С совместной работы специалистов института и учителей школы по адаптации программ для детей началось еще более тесное сотрудничество ВНИИ ГОЧС и школы. Вместе они стали разрабатывать и другие интересные программы. Школой были разработаны такие учебно-методические материалы, как: "Расчет выбросов вредных веществ на участке автодороги около дома или школы" (10-й класс - ОБЖ, экология, химия), "Оценка санитарно-гигиенического состояния классной комнаты" (10-й класс - физика, ОБЖ, экология), "Экологическая безопасность продуктов питания" (5-й и 9-й классы - биология, ОБЖ), "Организм и окружающая среда. Человек в биосфере" (10-й класс - ОБЖ, экология), "Основы медицинских знаний" (9-й класс-биология, раздел "Анатомии" с использованием робота-тренажера "Гоша"), "Под крышей дома моего" (7-й класс - ОБЖ, экология), "Определение безопасного расстояния до двигающегося автомобиля" (7-й класс - ОБЖ, физика) и многие другие.
Может создаться впечатление, что здесь придают слишком большое внимание умственным нагрузкам и забывают о физической культуре. Но это не так. Повышение физической культуры детей также является одной из задач Центра "Юный эколог и спасатель". Ребята основной школы постоянно участвуют в соревнованиях "Школа безопасности", а старшеклассники учатся премудростям спасательного мастерства.
...В общем, если когда-то давно кто-то случайно назвал школу "эмчеэсовской", то сегодня она такая по сути. Так что, родители первоклашек, забеспокоившиеся 1 сентября обилием у их школы военных спасателей и спасательной техники, могут только радоваться - их детям повезло. У этих людей они всегда будут под защитой и научатся много чему хорошему.


Педагогика безопасности

создан для концентрации и систематизации научных и образовательных идей, исследований и технологий в области развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности
далее

Словарь ОБЖ

"Словарь содержит более 1000 понятий и терминов. Учтены все разделы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», 

далее 

Сайт "ОБЖ:

Основы безопасности жизнедеятельности"

предназначен для формирования позитивного имиджа предмета ОБЖ

Видео ОБЖ

Видеоуроки и видеоматериалы по ОБЖ и безопасности человека в различных ситуациях

Видеоуроки

мультфильмы

документальные фильмы

художественные фильмы

on-line
далее