Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Одухотворенный страстный монолог во имя истины (лекции: требования, структура, методика чтения)

 

Б.Бочаров, кандидат военных наук, профессор кафедры оперативного искусства Академии гражданской защиты МЧС России
ОБЖ № 1 2006 года 

Общеизвестно, что лекция относится к одному из сложнейших видов занятий, где наиболее контрастно проявляются талант и способности руководителя, оратора, педагога как творческой личности или не проявляются вовсе. Она требует порой от лектора особого физического, умственного и душевного напряжения, задора и колоссальной энергии. Заурядно прочитанная лекция, без огонька и оптимизма, никогда не вызовет оживления в зале или аудитории и, как правило, никогда не достигнет своей цели и будет забыта сразу же после своего прочтения.
Аналогичными могут быть последствия и для той лекции, где ее автор не покажет высокий уровень знаний и профессионализм, не сумеет обосновать актуальность и необходимость учебного материала для практики. И по многим еще причинам цели лекции могут быть не достигнуты. А это было бы нежелательно для состояния многих новых специальных дисциплин, которые сегодня преподаются в стенах различных вузов страны, особенно в рамках защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поскольку качество подготовки обучаемых имеет прямое влияние на многие вопросы безопасности личности и общества.
В связи с этим хотелось бы поделиться некоторыми исследованиями, проще сказать, наблюдениями по чтению лекций лицами руководящего состава и педагогами-лекторами, обобщением опыта их работы, в том числе и личного, которые отложились у меня в памяти за годы пребывания в высшей школе. Многие трудности, которые возникают при чтении лекций по специальным дисциплинам, особенно связанных с тематикой безопасности личности, общества и государства, имеют место и в других дисциплинах. Но часто так бывает, что мы иногда стремимся изобрести новые методики, забывая о том, что уже существуют какие-то общие правила, которых и необходимо придерживаться. Поэтому хочется еще раз затронуть такие общие проблемные вопросы, как педагог, современная лекция и требования, предъявляемые к ним; рекомендуемая структура лекции; методика и опыт чтения лекций....

Общеизвестно, что успех любого занятия, а лекции в особенности, в решающей степени зависит от личностных качеств педагога; свойства этой личности «маленькими кирпичиками» ложатся в фундамент мировоззрения, в моральный облик обучаемого и формируют его как специалиста. По выражению К.Д.Ушинского, «только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Природа и система представлений преподавателя, его память, воображение, система мышления, речь, эмоции, чувства, воля, индивидуальность, темперамент, черты характера и способности - все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер у чебных занятий и является выражением его педагогических способностей, проявляющихся в каждой лекции. Мы всегда с благодарностью вспоминаем тех немногих педагогов-лекторов, которые совокупностью перечисленных качеств характера и способностей порою очаровывали нас, оказывали и по сей день продолжают оказывать на нас воздействие. Их немного, может в этом и состоит их ценность.
 

Полностью статью читайте в журнале 
"Основы безопасности жизнедеятельности" №1 2006  г.