О тестовом контроле в учебном процессе подготовки учителей по ОБЖ
А.Лисин, кандидат химических наук, доцент Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова
ОБЖ № 1 2006 года
Несмотря на неоднозначное отношение педагогов к системе тестирования, тесты в современном учебном процессе широко внедряются в практику изучения многих предметов, в том числе в преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Причиной жарких споров вокруг системы тестирования в последнее время является устоявшееся мнение, что тестирование -это единственно универсальная система оценки качества знаний обучаемых. Широкому распространению таких взглядов способствовало введение в школах системы единого государственного экзамена (ЕГЭ). Но такое мнение, безусловно, ограниченно. Система тестирования - это один из методов контроля качества обучения, имеющий свои достоинства и недостатки.
К основным достоинствам метода тестового контроля знаний следует отнести простоту и демократичность самой процедуры, экспрессность, возможность его механизации на ПК и независимость от индивидуальных требований преподавателей. Недостатки тоже хорошо известны - высокая формализация процедуры и сравнительная простота заданий, позволяющая оценить в основном механическое воспроизведение изучаемого материала (репродуктивная оценка знаний).
Исходя из достоинств и недостатков метода тестирования целесообразно использовать этот метод на стадиях входного, текущего и рубежного контроля знаний. Возможно частичное использование (в сочетании с другими методами) и на стадии итогового контроля изучения дисциплин. Основную же роль при итоговом и частично рубежном контроле знаний должно выполнять непосредственное общение педагога с обучаемым.
Очевидно, что тестирование как метод контроля знаний может иметь широкое применение в учебном процессе особенно в тех отраслях знаний, где незначителен вес других, уже традиционных форм экспресс-контроля (задачи, расчеты, практические работы). Поэтому не случайно в новой редакции образовательного стандарта по ОБЖ [1] системе тестирования посвящена целая дисциплина из блока общепрофессиональных дисциплин - «Современные средства оценивания результатов обучения» (ОПД Ф.06).
О терминологии
Под тестом - в широком значении - понимают всю стандартизованную систему оценки знаний, включающую саму процедуру тестирования, специальным образом построенное задание и систему оценки ответов. В более узком, часто используемом на практике смысле под тестом обычно понимают специально разработанную по определенному алгоритму совокупность значительного числа заданий. Иногда в литературе отдельные задания теста называют еще единичными тестами [2].
Тест с высокой надежностью оценки знаний включает обычно не менее 30 заданий. Меньшее их количество в тесте создает предпосылки к высокой доле случайностей в проверке знаний по такому тесту (фактор «лотерейности»).
Сами задания теста могут иметь различную форму: тестовые задания закрытого (с выбором ответа) или открытого (со свободно конструируемыми ответами) типа, задачи, ситуационные задания и т.д. Наиболее часто на практике для тестирования используются тестовые задания закрытого типа. Именно с их помощью реализуются основные достоинства метода тестирования: экспрессность процедуры и возможность одновременной оценки знаний больших групп обучаемых в рамках жестко лимитированного по времени учебного процесса. Вдобавок, учет результатов выполнения заданий этого типа легко механизируется с помощью персонального компьютера.
Оценка других видов заданий теста, в частности, открытых тестовых заданий, задач требует участия экспертов (например, педагога), что значительно снижает ценность теста с точки зрения экспрессности его процедуры.
Основная критика метода тестирования основывается на недостатках тестовых заданий закрытого типа, в частности, на ограниченности их использования для оценки только знаний и умений репродуктивного характера. Но эта проблема обусловлена, конечно, не самим методом тестирования, а конструкцией закрытых тестовых заданий.
Проблема тестов по ОБЖ
По ОЖБ имеется ряд изданий, посвященных целиком тестам или включающих их [3], и большое количество публикаций в методических журналах (часть из них приведена в списке литературы [4]). Но все опубликованные тесты рекомендованы только школьникам. Тесты для обучения и подготовки студентов - будущих педагогов по ОБЖ - в литературе отсутствуют, что само по себе не нормально.
Анализ опубликованных тестов показывает, что в основном это все тесты первого уровня -на механическое воспроизведение изучаемого материала. В работе со студентами (да и со школьниками, пожалуй) их можно использовать только для контроля входного уровня знаний в самом начале занятия. Контроль же после всестороннего обсуждения темы (текущий контроль) или по блоку тем (рубежный контроль) должен проводиться тестами более высокого уровня, решение которых должно основываться на логике, а не на механическом воспроизведении материала. Ведь будущий педагог должен иметь более высокий уровень знаний и уметь их применять не только в простых (механических) ситуациях, но и в нестандартной, часто неожиданной обстановке. Тесты по ОБЖ, отвечающие требованиям такой подготовки, на сегодня отсутствуют.
В настоящей работе рассматриваются типы закрытых тестовых заданий, требующие для ответа не просто механического воспроизведения изученного материала, а логического его осмысления и осознанного использования в зависимости от задания. Материал в основном рекомендован будущим педагогам по ОБЖ, но будет полезен и для сегодняшних учителей и школьников с хорошей подготовкой по предмету.
Представленными типами не исчерпывается весь арсенал закрытых тестовых заданий с использованием элементов логики, и другими авторами могут быть предложены новые их разновидности. В работе приведены только лишь такие типы тестовых заданий, которые легко конструируются и наиболее приемлемы для практического использования.
В последующих публикациях будут приведены примеры тестов по отдельным темам дисциплин подготовки учителя ОБЖ. В качестве примеров приводятся тестовые задания по классификации ЧС и природным ЧС [5].
Подробнее об общих требованиях, различных типах
тестовых заданий и формах ответов на них читайте в
журнале "Основы безопасности жизнедеятельности" №1 2006 г.