Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Электронное научно-методическое издание

для учителей ОБЖ

Слово о человеке в погонах (современные учебные пособия создают школьники)

Стартовало общественное обсуждение проектов изменений в

Федеральные государственные образовательные стандарты

начального общего и основного общего образования

в том числе и по предмету ОБЖ

 

Интернет-консультации продлятся весь апрельПосле чего  рабочая группа обобщит результаты дискуссий на сайте, рассмотрит все предложения, сделает выводы.

 

предлагаем ВСЕМ, КОМУ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНА ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ПО ОБЖ,  зарегистрироваться на сайте, почитать проект, сделать свои или поддержать предложения коллег

ПРОСЬБА - ПЕРЕСЛАТЬ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ КОЛЛЕГАМ!!!!!!!!!!!!!!

ОБЖ требования_к_результатам_освоения-ООО https://www.preobra.ru/improject-5711 .    проект скачать

ФГОС начального общего образования  https://www.preobra.ru/fgosnoo19 

ФГОС основного общего образования  https://www.preobra.ru/fgosooo19 


 

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Грани педагогики безопасности

Всероссийская студенческая конференция , 24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

Слово о человеке в погонах (современные учебные пособия создают школьники) 



О.Гришакина, зам. директора по НМР 
Д.Омельянчук, А.Печёнкин учащиеся 10-го класса, гимназия №7 г. Чехова Московской области

Уважаемая редакция!
Наша гимназия давно и активно занимается реализацией программ по ОБЖ. Есть и традиционные, и новые методы. В частности, школьники 10-11-х классов в рамках разделов «Основы военной службы» и «Основы здорового образа жизни» выполняют научно-исследовательские работы и создают специальные мультимедийные учебные пособия. Успешно завершена уже целая серия проектов такого рода.
Так, проект «Какая она современная Армия?» представлялся на III Всероссийском молодежном форуме по проблемам экологии, культурного наследия и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО-2005» и получил там высокую оценку, а его авторы - дипломы лауреатов, благодарственные письма МЧС России, серебряные нагрудные знаки «Национальное достояние». Еще три проекта участвуют во Всероссийской конференции «Юность, наука, культура - 2006». Предлагаем ниже материал об идее создания и использования подобных проектов.

О.Гришакина,
зам. директора по НМР,
Д.Ожеяъянчук, А.Печёнкин,
учащиеся 10-го класса,
гимназия №7 г. Чехова Московской области

Люди в нашей стране относятся к человеку в погонах в последние 10-15 лет, мягко говоря, неоднозначно. Слова «патриот», «военный» для многих звучат как непопулярные. И в этом немалая «заслуга» средств массовой информации, кино и телевидения, создающих не всегда оправданную шумиху вокруг любого негативного случая и происшествия в Вооруженных Силах или милиции.
Да, у военных, милиционеров и представителей других силовых структур не все благополучно, полно сложностей и проблем, вызванных как объективными, так и субъективными причинами. Но разве сейчас в какой-то другой сфере всё безупречно? Любая область деятельности в определенные периоды переживает взлеты и падения, имеет свои положительные и отрицательные события и явления. Однако, как бы то ни было, наша страна не перестала нуждаться в защитник ах Отечества, людях, которые по долгу службы обязаны находиться на самых опасных участках, рисковать своей жизнью ради его процветания. Необходимость в военнослужащих, имеющих специальную профессиональную выучку, высокие морально-психологические качества, будет существовать в нашей стране еще долгие годы. А воспитывать людей в духе патриотизма, преданности своей стране нужно с раннего возраста. Так считают педагоги нашей гимназии. С помощью одного лишь предмета ОБЖ это не всегда получается. Раньше он был обязательным, его признавали многие, и он в немалой степени способствовал становлению личности граждан и патриотов государства. Сейчас же, как правило, на ОБЖ отводится минимум времени, уроки ведут классные руководители или учителя, у которых не хватает часовой нагрузки, т.е. люди, не являющиеся большими приверженцами предмета. В результате возможности ОБЖ не всегда используются эффективно. А жаль, так как - особенно в старшей школе -он мог бы не только научить правилам преодоления сложных ситуаций, но и дать правильное представление о современной Армии, долге и обязанности защищать свое Отечество, о ратных традициях и необходимости их продолжения и приумножения во имя будущего страны.
У нас в лицее военно-патриотическое воспитание стало важной частью работы всего коллектива. В числе основных ее направлений - воспитание уважения к своей стране, гордости за свой народ, его историю, традиции и культуру, что достигается в ходе уроков литературы, обществоведения, истории, русского языка, географии, ОБЖ, экологии; организация встреч учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, военнослужащими; мероприятия в музее боевой славы, экскурсии в военные части, на места боев; акции помощи ветеранам, вахты памяти; проведение военно-спортивной игры «Зарница», а также другая деятельность оборонно-спортивного характера.
В 2002-2004 годах в гимназии обучались ребята по программе кадетского класса МЧС, получив при этом прекрасную физическую и специальную подготовку. Они завоевали 11 грамот в областных соревнованиях «Юный спасатель» и второе место в зональных соревнованиях «Школ а безопасности» Московской области. 95 процентов выпускников поступили на работу или учебу, связанную с МЧС, пожарным делом, милицией, Вооруженными Силами. С 2004 года в гимназии действует особый спортивный класс хоккейной команды «Витязь-89», который готовится стать сменой взрослой команде «Витязь», играющей в суперлиге. В классе собраны ребята, для которых честь спорта, своей команды, своего региона, своей страны - не просто слова, а дело, уже сейчас ставшее важнейшим в их жизни. Для него им не жалко ни времени, ни сил.
А недавно в гимназии родилась новая идея пропаганды патриотизма, военной службы и здорового образа жизни - проект «Патриотами учатся быть в школе» как презентации по курсу ОБЖ в разделах «Основы военной службы» и «Здоровый образ жизни». Проект появился, когда педагоги и учащиеся столкнулись с проблемой методического обеспечения уроков наглядными материалами по темам, содержание которых не может быть подано только в форме лекций или бесед.

Первый проект — «Какая она современная Армия?» 
Его авторы, учащиеся 10-го класса Денис Омельянчук и Александр Печёнкин, собрали и соответствующим образом оформили материал, дающий убедительный и яркий ответ на вынесенный выше вопрос. Они создали специальное методическое пособие о современной Российской Армии с текстовыми и иллюстративными материалами на бумажных и электронных носителях для уроков и внеклассной работы. В пособии, кроме рассказов о структуре, особенностях, задачах видов и родов войск, приведены отрывки из бесед со специалистами, военнослужащими - ровесниками авторов и представителями старшего поколения о Вооруженных Силах и воинской службе. В презентации 35 слайдов, 4 видеосюжета, 80 фотографий и иллюстраций, текстовое и звуковое сопровождение, система навигации.
Главный вывод, к которому пришли авторы проекта, раскрывая тему, заключается в следующем: Российская Армия - огромная, разнообразная, сложноорганизованная система, которая много лет серьезно и надежно обеспечивает обороноспособность и нормальное существование страны. В армии служит множество людей, ответственно выполняющих свои обязанности как в боевой обстановке, так и в мирные будни, являющихся настоящими героями, которыми может гордиться страна. Служба в Вооруженных Силах - и долг, и призвание, и дело, которому можно посвятить свою жизнь.
Как уже говорилось, работа получила высокую оценку экспертов. Идея создания подобных мультимедийных пособий была поддержана оргкомитетом, Министерством образования и МЧС. 
И работа над проектами этой серии была продолжена.

Второй проект называется «Небо выбирает достойных». 
Его автор - учащийся 10-го класса Денис Омельянчук. 
Объект данного исследования - Военно-Воздушные Силы, предмет исследования - авиационная техника и люди, ее эксплуатирующие.
В ходе работы изучены структура и особенности ВВС, рассмотрены современные летательные аппараты в сравнении с более ранними и зарубежными. Собраны рассказы о лучших летчиках и авиационных группах высшего пилотажа, ставших примером достойного служения Родине для многих россиян, проведены встречи и беседы с генерал-полковником ВВС В. Дейнеко, гвардии-полковником И.Ткаченко и др. Все это было оформлено в виде презентации в программе MS Power Point. Она содержит 55 слайдов, 80 иллюстраций, 7 видеороликов, имеет звуковое и текстовое сопровождение, систему навигации.
В двух словах о содержании работы можно сказать следующее. Далеко не всем влюбленным в небо дано стать летчиками. Эта профессия всегда будет уделом натур особенных. Предварительный отбор в летное училище по профессиональной пригодности из 200 абитуриентов выдерживают от силы два десятка. Из них еще половина отсеется на экзаменах, а оставшаяся часть уполовинится позже по причине выявившегося в воздухе отсутствия у курсантов летных данных, или, говоря иначе, способности пилотировать летательный аппарат. А уж стать пилотом первого класса или авиагруппы высшего пилотажа сможет не просто не каждый, а даже далеко не избранный...
Небо выбирает действительно самых лучших. Но небу нужны не только достойные люди, но и соответствующая нашей державе авиационная техника. Сейчас многим кажется, что Россия уступила свои лидерские позиции в авиации западным государствам, но это не так. Новые разработки конструкторов, сравнение тактико-технических характеристик наших и зарубежных машин, совместные боевые учения, международные выставки и авиакосмические салоны, оценки специалистов и многое другое дают полное основание гордиться и нашей авиационной техникой, и нашими людьми, слагающими авторитет ВВС.

Третий проект относится к разделу ОБЖ «Основы здорового образа жизни» и называется «Гандбол как путь к успеху и здоровью».
Его авторы - учащиеся 10-го класса Александр Печёнкин и Алексей Галенко.
Цель работы: создание мультимедийного учебного пособия для школы о гандболе как виде спорта и системе развития человека, укрепления его здоровья. По ее завершении сделана презентация, включающая 30 слайдов, текстовой и иллюстративный материал, 35 фотографий, 3 видеосюжета, звуковое сопровождение, систему навигации.
К компьютерному варианту презентации составлен реферат на 33 страницах с подробным рассказом о гандболе как виде спорта.
Необходимо отметить, что гандбол занимает достойное место в российском и мировом спорте. Правда, у нас он возродился из «небытия» совсем недавно. Чемпионами мира по гандболу наши спортсмены были в 1982 году (мужчины и женщины). Ряд лет в этом виде спорта лидировали в мире то наши женщины (1986,1990), то мужчины (1993, 1997, 2001). Олимпийскими чемпионами в 1976 году были обе сборные нашей страны -мужская и женская, в 1980 году - женская, в 1988 и 2000 годах -мужская. На Олимпиаде в Афинах мужская сборная выиграла бронзовые медали. Примечательно, что последние четыре года чемпионами России по гандболу стабильно становились игроки команды «Чеховские медведи».
Для наших спортсменов гандбол - это путь к успеху и здоровью, любимое дело, призвание, работа, которая нравится, здоровый образ жизни, моральное и физическое благополучие. Это гимн, звучавший в честь победы нашей страны. Это флаг России, поднимающийся к сводам спортивного зала. Это годы упорного труда, месяцы тяжелейших сборов, недели чемпионатов, часы победы, минуты всеобщего восторга... Только уже за это можно любить гандбол!

Четвертый проект называется «Женщина в погонах милиционера».
Автор проекта - учащаяся 10-го класса Нина Сергеева.
Много ли мы знаем о женщинах в погонах - военнослужащих, милиционерах, юристах? Что привлекает их к столь тяжелой работе? Насколько должны быть присущи им такие качества, как верность служебному долгу, любовь к профессии, строгость и бескомпромиссность, воля и твердость характера, умение быть мужественной и в то же время отзывчивой? Чем определяется решение женщины надеть погоны и посвятить себя трудной, «неженской» работе? Сегодня быть милиционером и сложно, и очень опасно. Работать в милиции может далеко не каждый. И дело не только в особых физических и моральных требованиях к представителям этой профессии. Сотрудники милиции по роду своей деятельности постоянно встречаются с наиболее запущенными в нравственном отношении людьми, которым не дали необходимого воспитания родители и педагоги, либо с которыми подчас жестоко обошлись другие люди и даже судьба. Положительно повлиять на такого человека, пробудить у него желание стать на путь исправления очень трудно, но женщины этим занимаются и нередко успешно.
Цель исследования в данном проекте: выяснение места и роли женщины-милиционера в современной системе Министерства внутренних дел.
В процессе работы автором проводился социологический опрос среди различных по возрасту и положению групп людей об их отношении к женщинам на военной и милицейской службе. Был собран большой материал о женщинах-милиционерах различных подразделений УВД Чеховского района. На основе этого создано мультимедийное учебное пособие в виде компьютерной презентации Power Point «Женщина в погонах милиционера» для уроков и внеклассных мероприятий.
Можно много рассуждать о роли и значении женщины в погонах в нашей жизни. Но автор просто показала в своей работе реальных женщин из обычного районного УВД. Женщин, которые, несмотря ни на что, трудятся каждая на своем посту, отдавая работе все свои знания и навыки, свое служебное и личное время, тепло своей души. Так же достойно они выполняют свои нелегкие обязанности в армии, МЧС, других ведомствах, где предусмотрена законом военная служба.
Состояние и развитие Вооруженных Сил России неразрывно связаны с положением дел в Российском государстве, его общественным строем, экономикой и политикой, проводимой в интересах защиты страны от внешней агрессии.
Политическая обстановка в мире постоянно меняется. Гаснут одни конфликты - вспыхивают другие, все более агрессивным становится терроризм. В этих условиях государство должно быть всегда готово постоять за себя. В связи с этим необходимо растить и воспитывать патриотов, всегда готовых встать на защиту своего Отечества.
Рассмотренные выше проекты учащихся, реализованные в виде учебных пособий по курсу ОБЖ, помогли многим ребятам и некоторым педагогам нашей гимназии да уже и других школ района пересмотреть свои взгляды на современные Вооруженные Силы, долг гражданина по отношению к своему Отечеству, на военную и милицейскую службу, человека в погонах. А значит, наша работа была не бесполезной, и мы будем ее продолжать. 

Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" №4 2006 г.  


Педагогика безопасности

создан для концентрации и систематизации научных и образовательных идей, исследований и технологий в области развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности
далее

Словарь ОБЖ

"Словарь содержит более 1000 понятий и терминов. Учтены все разделы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», 

далее 

Сайт "ОБЖ:

Основы безопасности жизнедеятельности"

предназначен для формирования позитивного имиджа предмета ОБЖ

Видео ОБЖ

Видеоуроки и видеоматериалы по ОБЖ и безопасности человека в различных ситуациях

Видеоуроки

мультфильмы

документальные фильмы

художественные фильмы

on-line
далее