Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Слово о человеке в погонах (современные учебные пособия создают школьники) 



О.Гришакина, зам. директора по НМР 
Д.Омельянчук, А.Печёнкин учащиеся 10-го класса, гимназия №7 г. Чехова Московской области

Уважаемая редакция!
Наша гимназия давно и активно занимается реализацией программ по ОБЖ. Есть и традиционные, и новые методы. В частности, школьники 10-11-х классов в рамках разделов «Основы военной службы» и «Основы здорового образа жизни» выполняют научно-исследовательские работы и создают специальные мультимедийные учебные пособия. Успешно завершена уже целая серия проектов такого рода.
Так, проект «Какая она современная Армия?» представлялся на III Всероссийском молодежном форуме по проблемам экологии, культурного наследия и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО-2005» и получил там высокую оценку, а его авторы - дипломы лауреатов, благодарственные письма МЧС России, серебряные нагрудные знаки «Национальное достояние». Еще три проекта участвуют во Всероссийской конференции «Юность, наука, культура - 2006». Предлагаем ниже материал об идее создания и использования подобных проектов.

О.Гришакина,
зам. директора по НМР,
Д.Ожеяъянчук, А.Печёнкин,
учащиеся 10-го класса,
гимназия №7 г. Чехова Московской области

Люди в нашей стране относятся к человеку в погонах в последние 10-15 лет, мягко говоря, неоднозначно. Слова «патриот», «военный» для многих звучат как непопулярные. И в этом немалая «заслуга» средств массовой информации, кино и телевидения, создающих не всегда оправданную шумиху вокруг любого негативного случая и происшествия в Вооруженных Силах или милиции.
Да, у военных, милиционеров и представителей других силовых структур не все благополучно, полно сложностей и проблем, вызванных как объективными, так и субъективными причинами. Но разве сейчас в какой-то другой сфере всё безупречно? Любая область деятельности в определенные периоды переживает взлеты и падения, имеет свои положительные и отрицательные события и явления. Однако, как бы то ни было, наша страна не перестала нуждаться в защитник ах Отечества, людях, которые по долгу службы обязаны находиться на самых опасных участках, рисковать своей жизнью ради его процветания. Необходимость в военнослужащих, имеющих специальную профессиональную выучку, высокие морально-психологические качества, будет существовать в нашей стране еще долгие годы. А воспитывать людей в духе патриотизма, преданности своей стране нужно с раннего возраста. Так считают педагоги нашей гимназии. С помощью одного лишь предмета ОБЖ это не всегда получается. Раньше он был обязательным, его признавали многие, и он в немалой степени способствовал становлению личности граждан и патриотов государства. Сейчас же, как правило, на ОБЖ отводится минимум времени, уроки ведут классные руководители или учителя, у которых не хватает часовой нагрузки, т.е. люди, не являющиеся большими приверженцами предмета. В результате возможности ОБЖ не всегда используются эффективно. А жаль, так как - особенно в старшей школе -он мог бы не только научить правилам преодоления сложных ситуаций, но и дать правильное представление о современной Армии, долге и обязанности защищать свое Отечество, о ратных традициях и необходимости их продолжения и приумножения во имя будущего страны.
У нас в лицее военно-патриотическое воспитание стало важной частью работы всего коллектива. В числе основных ее направлений - воспитание уважения к своей стране, гордости за свой народ, его историю, традиции и культуру, что достигается в ходе уроков литературы, обществоведения, истории, русского языка, географии, ОБЖ, экологии; организация встреч учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, военнослужащими; мероприятия в музее боевой славы, экскурсии в военные части, на места боев; акции помощи ветеранам, вахты памяти; проведение военно-спортивной игры «Зарница», а также другая деятельность оборонно-спортивного характера.
В 2002-2004 годах в гимназии обучались ребята по программе кадетского класса МЧС, получив при этом прекрасную физическую и специальную подготовку. Они завоевали 11 грамот в областных соревнованиях «Юный спасатель» и второе место в зональных соревнованиях «Школ а безопасности» Московской области. 95 процентов выпускников поступили на работу или учебу, связанную с МЧС, пожарным делом, милицией, Вооруженными Силами. С 2004 года в гимназии действует особый спортивный класс хоккейной команды «Витязь-89», который готовится стать сменой взрослой команде «Витязь», играющей в суперлиге. В классе собраны ребята, для которых честь спорта, своей команды, своего региона, своей страны - не просто слова, а дело, уже сейчас ставшее важнейшим в их жизни. Для него им не жалко ни времени, ни сил.
А недавно в гимназии родилась новая идея пропаганды патриотизма, военной службы и здорового образа жизни - проект «Патриотами учатся быть в школе» как презентации по курсу ОБЖ в разделах «Основы военной службы» и «Здоровый образ жизни». Проект появился, когда педагоги и учащиеся столкнулись с проблемой методического обеспечения уроков наглядными материалами по темам, содержание которых не может быть подано только в форме лекций или бесед.

Первый проект — «Какая она современная Армия?» 
Его авторы, учащиеся 10-го класса Денис Омельянчук и Александр Печёнкин, собрали и соответствующим образом оформили материал, дающий убедительный и яркий ответ на вынесенный выше вопрос. Они создали специальное методическое пособие о современной Российской Армии с текстовыми и иллюстративными материалами на бумажных и электронных носителях для уроков и внеклассной работы. В пособии, кроме рассказов о структуре, особенностях, задачах видов и родов войск, приведены отрывки из бесед со специалистами, военнослужащими - ровесниками авторов и представителями старшего поколения о Вооруженных Силах и воинской службе. В презентации 35 слайдов, 4 видеосюжета, 80 фотографий и иллюстраций, текстовое и звуковое сопровождение, система навигации.
Главный вывод, к которому пришли авторы проекта, раскрывая тему, заключается в следующем: Российская Армия - огромная, разнообразная, сложноорганизованная система, которая много лет серьезно и надежно обеспечивает обороноспособность и нормальное существование страны. В армии служит множество людей, ответственно выполняющих свои обязанности как в боевой обстановке, так и в мирные будни, являющихся настоящими героями, которыми может гордиться страна. Служба в Вооруженных Силах - и долг, и призвание, и дело, которому можно посвятить свою жизнь.
Как уже говорилось, работа получила высокую оценку экспертов. Идея создания подобных мультимедийных пособий была поддержана оргкомитетом, Министерством образования и МЧС. 
И работа над проектами этой серии была продолжена.

Второй проект называется «Небо выбирает достойных». 
Его автор - учащийся 10-го класса Денис Омельянчук. 
Объект данного исследования - Военно-Воздушные Силы, предмет исследования - авиационная техника и люди, ее эксплуатирующие.
В ходе работы изучены структура и особенности ВВС, рассмотрены современные летательные аппараты в сравнении с более ранними и зарубежными. Собраны рассказы о лучших летчиках и авиационных группах высшего пилотажа, ставших примером достойного служения Родине для многих россиян, проведены встречи и беседы с генерал-полковником ВВС В. Дейнеко, гвардии-полковником И.Ткаченко и др. Все это было оформлено в виде презентации в программе MS Power Point. Она содержит 55 слайдов, 80 иллюстраций, 7 видеороликов, имеет звуковое и текстовое сопровождение, систему навигации.
В двух словах о содержании работы можно сказать следующее. Далеко не всем влюбленным в небо дано стать летчиками. Эта профессия всегда будет уделом натур особенных. Предварительный отбор в летное училище по профессиональной пригодности из 200 абитуриентов выдерживают от силы два десятка. Из них еще половина отсеется на экзаменах, а оставшаяся часть уполовинится позже по причине выявившегося в воздухе отсутствия у курсантов летных данных, или, говоря иначе, способности пилотировать летательный аппарат. А уж стать пилотом первого класса или авиагруппы высшего пилотажа сможет не просто не каждый, а даже далеко не избранный...
Небо выбирает действительно самых лучших. Но небу нужны не только достойные люди, но и соответствующая нашей державе авиационная техника. Сейчас многим кажется, что Россия уступила свои лидерские позиции в авиации западным государствам, но это не так. Новые разработки конструкторов, сравнение тактико-технических характеристик наших и зарубежных машин, совместные боевые учения, международные выставки и авиакосмические салоны, оценки специалистов и многое другое дают полное основание гордиться и нашей авиационной техникой, и нашими людьми, слагающими авторитет ВВС.

Третий проект относится к разделу ОБЖ «Основы здорового образа жизни» и называется «Гандбол как путь к успеху и здоровью».
Его авторы - учащиеся 10-го класса Александр Печёнкин и Алексей Галенко.
Цель работы: создание мультимедийного учебного пособия для школы о гандболе как виде спорта и системе развития человека, укрепления его здоровья. По ее завершении сделана презентация, включающая 30 слайдов, текстовой и иллюстративный материал, 35 фотографий, 3 видеосюжета, звуковое сопровождение, систему навигации.
К компьютерному варианту презентации составлен реферат на 33 страницах с подробным рассказом о гандболе как виде спорта.
Необходимо отметить, что гандбол занимает достойное место в российском и мировом спорте. Правда, у нас он возродился из «небытия» совсем недавно. Чемпионами мира по гандболу наши спортсмены были в 1982 году (мужчины и женщины). Ряд лет в этом виде спорта лидировали в мире то наши женщины (1986,1990), то мужчины (1993, 1997, 2001). Олимпийскими чемпионами в 1976 году были обе сборные нашей страны -мужская и женская, в 1980 году - женская, в 1988 и 2000 годах -мужская. На Олимпиаде в Афинах мужская сборная выиграла бронзовые медали. Примечательно, что последние четыре года чемпионами России по гандболу стабильно становились игроки команды «Чеховские медведи».
Для наших спортсменов гандбол - это путь к успеху и здоровью, любимое дело, призвание, работа, которая нравится, здоровый образ жизни, моральное и физическое благополучие. Это гимн, звучавший в честь победы нашей страны. Это флаг России, поднимающийся к сводам спортивного зала. Это годы упорного труда, месяцы тяжелейших сборов, недели чемпионатов, часы победы, минуты всеобщего восторга... Только уже за это можно любить гандбол!

Четвертый проект называется «Женщина в погонах милиционера».
Автор проекта - учащаяся 10-го класса Нина Сергеева.
Много ли мы знаем о женщинах в погонах - военнослужащих, милиционерах, юристах? Что привлекает их к столь тяжелой работе? Насколько должны быть присущи им такие качества, как верность служебному долгу, любовь к профессии, строгость и бескомпромиссность, воля и твердость характера, умение быть мужественной и в то же время отзывчивой? Чем определяется решение женщины надеть погоны и посвятить себя трудной, «неженской» работе? Сегодня быть милиционером и сложно, и очень опасно. Работать в милиции может далеко не каждый. И дело не только в особых физических и моральных требованиях к представителям этой профессии. Сотрудники милиции по роду своей деятельности постоянно встречаются с наиболее запущенными в нравственном отношении людьми, которым не дали необходимого воспитания родители и педагоги, либо с которыми подчас жестоко обошлись другие люди и даже судьба. Положительно повлиять на такого человека, пробудить у него желание стать на путь исправления очень трудно, но женщины этим занимаются и нередко успешно.
Цель исследования в данном проекте: выяснение места и роли женщины-милиционера в современной системе Министерства внутренних дел.
В процессе работы автором проводился социологический опрос среди различных по возрасту и положению групп людей об их отношении к женщинам на военной и милицейской службе. Был собран большой материал о женщинах-милиционерах различных подразделений УВД Чеховского района. На основе этого создано мультимедийное учебное пособие в виде компьютерной презентации Power Point «Женщина в погонах милиционера» для уроков и внеклассных мероприятий.
Можно много рассуждать о роли и значении женщины в погонах в нашей жизни. Но автор просто показала в своей работе реальных женщин из обычного районного УВД. Женщин, которые, несмотря ни на что, трудятся каждая на своем посту, отдавая работе все свои знания и навыки, свое служебное и личное время, тепло своей души. Так же достойно они выполняют свои нелегкие обязанности в армии, МЧС, других ведомствах, где предусмотрена законом военная служба.
Состояние и развитие Вооруженных Сил России неразрывно связаны с положением дел в Российском государстве, его общественным строем, экономикой и политикой, проводимой в интересах защиты страны от внешней агрессии.
Политическая обстановка в мире постоянно меняется. Гаснут одни конфликты - вспыхивают другие, все более агрессивным становится терроризм. В этих условиях государство должно быть всегда готово постоять за себя. В связи с этим необходимо растить и воспитывать патриотов, всегда готовых встать на защиту своего Отечества.
Рассмотренные выше проекты учащихся, реализованные в виде учебных пособий по курсу ОБЖ, помогли многим ребятам и некоторым педагогам нашей гимназии да уже и других школ района пересмотреть свои взгляды на современные Вооруженные Силы, долг гражданина по отношению к своему Отечеству, на военную и милицейскую службу, человека в погонах. А значит, наша работа была не бесполезной, и мы будем ее продолжать. 

Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" №4 2006 г.