Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Древо познания (не разрешайте детям влезать на него)



А.Горбовец, старший преподаватель, Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова

Человек - дитя природы. По сравнению с ней самой, дитя малое, неразумное. Что же говорить тогда о «детенышах» этого дитяти? Они еще меньше - и силами, и разумом. Пока в них говорит природа, так и норовят на практике показать, от кого произошли.
Дарвиновскую теорию происхождения видов сегодня опровергают все, кому не лень» но покажите мне ребятенка, которого не тянуло бы на дерево, по веткам «по-тарзанить». Значит, кто наши предки? Кто против Дарвина? Мне могут возразить: а «детеныши» наши в отличие от мохнатых родственничков с деревьев-то сваливаются. И вот тут крыть, вроде бы, нечем - да, сваливаются. Более того, калечатся, а случается и чего похуже. Вот об этом и пойдет речь ниже.
Полагаю, вы знаете, что на ветках деревьев любят посидеть не только птички и коты, наверняка видели там и еще одну удивительную породу существ. Удивительную, потому что ее представители летать (по горизонтали) не умеют и когтей не имеют, но на деревьях гнездятся. Если услышите среди ветвей и листвы шум и гам, это скорее всего они - человеческие детеныши, или иначе, просто дети. Мы, взрослые, сами уже этот этап развития давно прошли и многое подзабыли, поэтому живо интересуемся: «Ты чего там делаешь?!» Одновременно хотим показать, что мы все-таки выше по разуму, знаем о существовании силы земного притяжения, скорости свободного падения тела и о том, что если оно не на земле, то непременно на нее упадет. Поэтому во все горло вопим: «Слазь немедленно!»
Это первое, что мы кричим, обращаясь к засевшему среди ветвей ребенку. А всё ли мы правильно делаем при этом? Давайте разберемся.
Первое чего нельзя делать, это кричать на ребенка, сидящего на дереве! Держась за ветви да еще, возможно, на ветру, когда они раскачиваются, ему и без нас приходится не сладко. Иногда от напряжения даже сводит пальцы и мышцы рук и ног. Не исключено, что ребенок и сам пытается спуститься на землю, только сделать это ему никак не удается. А тут еще мы со своими окриками: «Безобразие!», «Куда смотрят родители?!»
Ребенок, между прочим, в подобный момент находится на «опасной работе». Я не утрирую и не иронизирую. Дело в том, что даже для взрослого любая деятельность на высоте более пяти метров определяется документами именно как «опаснаяработа». Следовательно, ни в коем случае нельзя криками усугублять опасность, вызывать у ребенка испуг или дополнительное волнение. От окрика он может вздрогнуть и совершить неосторожное движение, что приведет к падению с занятой высоты.
Но и оставлять его наверху, руководствуясь правилом «это не мое дело», тоже не следует. Иначе, какие же мы тогда воспитатели или граждане, если не повлияем на ситуацию, в которой может пострадать человек? Тем более, если этот человек - ребенок?
Что же делать? А вот что. Нужно настойчиво попросить ребенка слезть с дерева, но разгова-ривать при этом следует как можно более спокойным голосом. Повторим: чтобы не вызвать у сидящего на ветвях нервозность, которая может обеспечить ему статус пострадавшего.
Стоя внизу, взрослый может подсказывать ребенку наименее опасный маршрут при спуске вниз: куда не следует ставить ногу, где сухая ветка, которая может обломиться. Можно, к примеру, предложить «верхолазу» передохнуть, чтобы восстановить силы, и т.п.
Наконец, ребенок слез с дерева. Постарайтесь объяснить ему, чем для него могло закончиться это «романтическое приключение». Грамотные аргументы, приведенные вами, будут более действенны, чем окрики и выжимание обещания впредь «вести себя хорошо». Однако слова словами, но и профилактические меры тоже не повредят.
Дети лазали по деревьям, лазают и, надо думать, не оставят опасного занятия, хотим мы того или нет - такая у них наследственность. Задача взрослых — по возможности уберечь детей от травм и даже гибели не только словом, но и делом. Под делом подразумевается следующее.
Ну, во-первых, надо хотя бы иногда интересоваться, чем же занимаются наши дети. Лазание по разным высотным объектам - крышам и чердакам, деревьям и заборам, столбам и опорам ЛЭП - происходит тогда, когда взрослым «до лампочки» то, в какие «выси» потянуло их ненаглядных чад.
Во-вторых, ветви на деревьях, которые растут возле жилых домов, на территории школ, детских садов, должны быть отпилены до такой высоты, до которой дети не могли бы дотянуться или добраться при помощи «подручных средств». Это, как минимум, 2-2,5 метра.
Но забраться на дерево можно ведь также приставив к нему стул, ящик, бочку или лестницу. Совершенно верно. И вот тут-то особое значение приобретают разъяснительные меры, основная задача которых добиться того, чтобы лестница к стволу дерева ребенком так и не была приставлена.
О чем же должна пойти речь? Ну, конечно, о травмах, которые можно получить, сорвавшись с дерева. А травмы эти весьма серьезны. Повреждения, следующие за падением с дерева, могут быть таковыми, что человек на всю жизнь останется инвалидом. Падения с большой высоты вряд ли для кого-нибудь из юных «тарзанов» пройдут без серьезных последствий. Ушибы, вывихи и переломы, в том числе переломы позвоночника, а также травмы костей черепа и сотрясение мозга - обычный итог чрезмерного стремления воскресить в себе навыки далеких предков, бегавших по ветвям аки мы стометровку по асфальту.
Наиболее опасны деревья, имеющие внизу ствол по сути без ветвей или с ветвями, растущими с большими промежутками между ними. Это могут быть сосна, тополь, береза. Когда ветви находятся на существенном удалении друг от друга, лезть вверх по таким деревьям еще кое-как можно. А вот спуститься с них вниз оказывается делом отнюдь не простым.
У елей же, наоборот, ветви расположены близко друг к другу. Причем настолько близко, что пролезть сквозь них, не ободрав свою шкуру о шкуру (то есть о кору дерева) и не уколовшись сучками и иголками, практически невозможно. Но главная опасность даже не в этом. Ветви ели, в .отличие от ветвей других деревьев, растут с наклоном вниз. Да и кора на них достаточно скользкая. А это значит, что, наступив даже на толстые ветви ногой, можно легко соскользнуть и разбиться о землю.
Следует также разъяснить детям, что у них, в том числе и у подростков, еще не достаточно развит вестибулярный аппарат. Это значит, что они пока еще с трудом могут оценить свое реальное положение в пространстве. Координация их движений, тем более при нахождении на высоте, может быть нарушена в любую секунду. По этой причине у залезшего на дерево ребенка может закружиться голова. Но не только это. Руки и ноги, к примеру, вдруг перестанут слушаться, а пальцы рук вцепятся в ветку с гораздо меньшей силой, чем это требуется при нахождении на дереве. Падение в этом случае произойдет неизбежно.
Открытым у нас с вами остался еще вопрос о том, куда придется падать. А это тоже немаловажно. Не всегда территория возле дерева - сплошная «трава-мурава». Под деревом может находиться, скажем, забор, с которого, кстати, ребенку и удалось забраться на неожиданно большую для него самого высоту. Могут быть набросаны камни, доски, железные трубы и прочий мусор. Могут торчать металлическая арматура, пеньки и пр. Падение на них еще сильнее усугубит ситуацию, если не доведет ее до крайности, до летального исхода. Увы, так бывало...
Так зачем же испытывать судьбу? Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно...

Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" №9 2006 г.