Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Электронное научно-методическое издание

для учителей ОБЖ

Делай как я! курс ОБЖ преподает директор

Делай как я!  курс ОБЖ преподает директор 



С.Тинякова, Центр противопожарной пропаганды и общественных связей Главного управления МЧС России по Калужской области

В лицее № 36 города Калуги работает замечательный учитель ОБЖ Петр Владимирович Лаптев. Но он не только учитель- предметник. Он еще и директор школы. Школы не заурядной, а передовой, современной, о которой смело можно сказать «школа XXI века». 
Сам Петр Владимирович - необычайно творческая личность. Поэтому не удивительно, что свои уроки он делает интересными для детей, познавательными и эффективными. 
Например, учащиеся проходят тему «Средства пожаротушения». Одни чертят огнетушитель в разрезе. Другие делают его макет. Третьи мастерят это средство своими руками из пластиковых бутылок. Получается порой буквально копия настоящего огнетушителя. Как вы думаете, будет ли знать его устройство ребенок, если выполнил эту работу сам? Безусловно. Сегодня в школе уже никто не снимает со стены штатный огнетушитель, чтобы полюбопытствовать, из чего же он состоит и как действует. Это пройденный этап. 
Или изучается тема «Виды костров». Школьники изготовляют макеты костров - самые разные. С помощью огня ведь можно не только согреться, приготовить пищу, но и, скажем, подавать сигналы. Петр Владимирович уверен, что ребенок, делающий макет, предварительно постарается выяснить о кострах всё. Он разберется, как и где костер можно разводить, каким образом потушить. Будет знать, например, что его нужно размещать на безопасном расстоянии от жилища и от деревьев, что сначала нужно снять дерн, а потом, когда огонь будет погашен, залить его и вернуть на место, чтобы не портить покров. При изучении темы «Временные укрытия» учащиеся делают макеты шалашей, вигвамов и т.п. 
Стараниями П.Лаптева и его коллег в школе создан компьютерный класс. Более того, во многих классах и в актовом зале установлены мультимедийные проекторы и современная видеоаппаратура. Они позволяют во время общешкольных мероприятий демонстрировать детям любой информационный и обучающий видеоматериал. 
Петр Владимирович ведет меня по зданию. Заходим в один из кабинетов начальной школы: прекрасные учебные столы, на стене - телевизор с соответствующей видеоаппаратурой. В кабинете информатики комплект компьютеров с выходом в Интернет и «ноу-хау» Лаптева - интерактивная доска, с помощью которой учитель может для всех наглядно показать возможности тех или иных компьютерных программ. 
У Петра Владимировича в процессе подготовки к урокам ребята составляют кроссворды, готовят интересные рефераты, причем даже с помощью компьютерных технологий - представляют их на дискетах и дисках. За лучшие работы детей поощряют, вручают им призы и подарки. 
Лаптев открывает ноутбук, показывает игру, разработанную одним из учеников. Поясняет: «Проходим, например, съедобные и ядовитые растения. Открываем лабиринт. Видим растение. В ответах значится: «Ядовитое растение. Съедобное растение». 
Определяем, какое оно. Появляется надпись: «Ты съел желчный гриб». Или: «Ты съел ландыш майский». Значит, придется вернуться назад». 
Дети нередко сами придумывают игры для уроков. Так появилась, в частности, настольная игра «Азбука безопасности». Играть в нее можно, разбившись на группы. Учитель показывает книжку-гармошку «Правила оказания первой медицинской помощи», придуманную детьми. Они же делают гербарии. Рассматриваем книжечку «Зеленая аптека», где рядом с засушенными лекарственными растениями размещена информация о них, начиная с внешнего вида и заканчивая пользой для здоровья. 
Вначале дети делали свои работы, конечно, простенькими, а теперь уже дошли до презентации серьезных проектов. Ребята приносят их, Петр Владимирович проверяет. Затем все вместе обсуждают. Потом ребенок защищает свой проект. А ребячий коллектив начинает размышлять: у этого лучше, а у того хуже - почему? 
Разбирая на уроках различные ситуации, в которых может оказаться ребенок, Петр Владимирович применяет большой арсенал методических приемов. Рисует, например, различные предметы. Из них учащиеся должны выбрать те, с помощью которых трудную ситуацию можно преодолеть. 
Очень важно то, что директор школы - преподаватель ОБЖ добился, чтобы на случай пожара в первую очередь твердо знали свои обязанности все учителя. Поначалу он каждого из них чуть ли не за руку провел по всем маршрутам эвакуации, чтобы отработать весь алгоритм действий. Потом подобная работа началась с детьми. Под руководством преподавателя ребята разрабатывают и вычерчивают план эвакуации. Они знают, сколько и где должно быть огнетушителей, сколько в здании эвакуационных выходов и где они расположены. В замыслах на ближайшее время - создать фильм по эвакуации из школы при разных вариантах возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. 
Когда школа приобрела тренажер «Гошу», на котором можно научиться правильно оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в той или иной ситуации, Петр Владимирович опять же начал подготовку с учителей школы. А как же иначе? Вдруг с ребенком случится какая-нибудь неприятность или беда - кто ему поможет? Теперь на тренажере занимаются дети, причем с огромным интересом и большим удовольствием. 
При подготовке к урокам Петр Владимирович использует массу различного материала, в том числе учебники и энциклопедии, специальную и художественную литературу, наглядные пособия и фильмы, красочные плакаты и др. Учитель контактирует с разными организациями в Москве, его приглашают на различные конференции и форумы. Он приобретает в столице и привозит диски с обучающими материалами - по основам медицинских знаний, дорожному движению, действиям в случае пожара и т.п. Все новинки внедряет в повседневную практику. 
Петр Владимирович сотрудничает с Главным управлением МЧС России по Калужской области. Школьники - частые гости пожарно-технической выставки, Центра противопожарной пропаганды. На экскурсиях они пополняют свои знания, знакомятся с работой спасательной службы, получают полезную информацию из видеофильмов, которые являются обязательным атрибутом этих мероприятий. В свою очередь» в гости к ребятам приходят специалисты МЧС и учащиеся агитбригад профильных классов ГПС других школ. Они обучают лицеистов правилам пожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях, а заодно выступают с концертами по противопожарной тематике. 
конце каждого учебного года учащихся лицея вывозят в бор на берег Яченского водохранилища, где проходят соревнования, а вместе с ними и практика по курсу ОБЖ. К примеру, находят ребята лекарственные растения и обсуждают, какие из них съедобные, какие нет; переправляются по броду, знакомятся с правилами движения колонн: кто должен идти впереди, кто позади, кто должен сопровождать и т.д. 
По завершении нынешнего учебного года Петр Владимирович собирается пойти с детьми и их родителями в поход на выживание. Возьмут с собой только одни спички или один нож и будут действовать по ситуации. Там им придется определять по природным ориентирам стороны света, строить временные укрытия от непогоды и для ночлега, учиться действовать на случай пожара в лесу. Учитель считает, что подобные уроки-практикумы надо проводить как можно чаще. 
Знания, получаемые детьми на (уроках Петра Владимировича Лаптева, прочно закрепляются в головах детей и пригодятся им в последующей жизни. Впрочем их польза проявляется уже сейчас. Недавно в Калуге произошел пожар, во время которого еще до приезда огнеборцев пятеро подростков спасли из горящего дома мужчину-инвалида. Одним из этих мальчишек был ученик Петра Владимировича. Полученные на уроках ОБЖ знания помогли ребятам не растеряться в трудной ситуации, проявить себя смелыми и умелыми, чуткими и благородными людьми. 
Опыт передового учителя ОБЖ и директора лицея № 36 города Калуги Петра Владимировича Лаптева положительно оценивается Главным управлением МЧС России по Калужской области. 
Вот что сказал нам в связи с этим начальник Главного управления полковник А.Е.Басулин: 
«Повышение культуры безопасности населения МЧС России считает одним из важнейших факторов снижения количества чрезвычайных ситуаций, возникающих по вине людей, числа жертв и масштабов материального ущерба. Мы отводим большую роль обучению людей действиям в различных чрезвычайных ситуациях. Это проведение тренировочных эвакуации, семинаров с учителями ОБЖ и конкурсов с детьми по пожарно-спасательной тематике в учебное и летнее время, а также фестивали детского творчества и многое-многое другое. 
Особое значение придается обучению детей и молодежи в процессе преподавания курса ОБЖ. Всякие интересные начинания здесь мы приветствуем и будем поддерживать. Опыт, о котором рассказано выше, безусловно заслуживает внимания. Такие примеры нас, сотрудников МЧС, радуют. Творческий подход к преподаванию основ безопасности значительно повышает эффективность школьных уроков, а следовательно, и уровень знаний, получаемых детьми. Это позволяет надеяться, что в будущем, став взрослыми людьми и столкнувшись с опасной ситуацией, они выйдут из нее с минимальным ущербом для себя и других. А это значит еще и то, что безопасность населения в целом постепенно будет повышаться». 

Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" №1 2008 г.  


Педагогика безопасности

создан для концентрации и систематизации научных и образовательных идей, исследований и технологий в области развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности
далее

Словарь ОБЖ

"Словарь содержит более 1000 понятий и терминов. Учтены все разделы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», 

далее 

Сайт "ОБЖ:

Основы безопасности жизнедеятельности"

предназначен для формирования позитивного имиджа предмета ОБЖ

Видео ОБЖ

Видеоуроки и видеоматериалы по ОБЖ и безопасности человека в различных ситуациях

Видеоуроки

мультфильмы

документальные фильмы

художественные фильмы

on-line
далее