Социальная реклама средство формирования культуры безопасности
А.Филипчук, Управление гражданской защиты Республики Мордовия, наш нешт. корр.
О культуре безопасности говорится много и правильно. Аксиомой в последнее время стал и тот факт, что формировать ее у человека нужно с детства. Но сколько должно пройти времени, чтобы общество состояло из людей, соблюдающих правила безопасности жизнедеятельности именно с детства? Можно ли привить хотя бы азы культуры безопасности детям, проживающим в деревнях и селах, удаленных от «благ цивилизации»? Или «неблагополучным» детям, которых растят родители, ни разу в жизни не задумавшиеся о том, как сохранить свою собственную жизнь и здоровье? Или «благополучным», родители которых пекутся только о том, чтобы любимое чадо было одето, обуто и накормлено?
Ни для кого не секрет, что народ в деревнях пьет «по-черному». Не все, но многие, причем самое опасное время для нашего люда - праздники, а уж про «новогодние каникулы» и вспоминать страшно. Конечно, в большей степени это обусловлено социальными причинами. Так, может быть, и улучшить ситуацию возможно принятием социальных мер? Например, путем социальной рекламы - использования этого неперспективного, неприбыльного, неконъюнктурного и непрестижного жанра.
Так известно, социальная реклама была очень распространена в СССР и применялась как средство воспитания. Все мы помним лозунги и плакаты типа «Берегите лес от пожара», «Экономьте тепло и свет», «Мойте руки перед едой», «Хлеб — наше богатство», «Уходя, гасите свет» и прочие. Несмотря на то что реклама советского периода носила определенный оттенок формализма, свою воспитательную функцию она все же выполняла.
В эпоху, когда меняются государственные формации, жизненные ценности и идеология, конечно же, не до пропаганды массам добрых и полезных привычек. Приоритетом становится зарабатывание денег. Отсюда любое свободное место в печати, теле-радиоэфире и на улицах отдается под коммерческую рекламу. Такие простые истины, как «Спички детям не игрушки», забываются. Но коль на телеэкранах нет этого, то, естественно, есть следствие - пожары, а там людские жертвы...
Посчитайте, сколько раз на телеканалах вы увидели хотя бы десятисекундные ролики с пропагандой безопасности жизнедеятельности. Да нисколько! А часто ли, гуляя по городу или спеша на работу, замечали на рекламных щитах и баннерах социальную рекламу или обращения к жителям, призванные предупреждать ЧС? Риторический вопрос. Про села и деревни вообще говорить не приходится. Вот вам и забота о формировании культуры безопасности населения.
Несколько лет назад, когда в Мордовии только начали возрождать наружную рекламу, в Болынеберезниковском районе произошел такой случай. Пожилая женщина, отправившись по своим делам, вдруг заметила по дороге щит с броской надписью: «Вы не забыли выключить утюг?» Этот простой вопрос настолько озадачил пенсионерку, что она решила немедленно вернуться домой. И, как оказалось, поступила правильно и своевременно — утюг был включенным!
Выключив электроприбор, женщина прямиком отправилась к местному начальнику. С самого порога она спросила: «Сынок, кто это сделал?» Вновь назначенный руководитель никак не мог понять, в чем он «провинился». Тогда женщина пояснила: «Я, старый человек, вышла из дому, иду и думаю о своем. Вдруг вижу щит, где написано «Вы не забыли выключить утюг?» Тут-то я и подумала, что занималась глажкой, потом вспомнила о других делах и заторопилась на улицу - могла ведь и забыть выключить утюг. Спасибо, сынок, поблагодарите от моего имени того, кто придумал такое напоминание».
Кому-то, конечно, этот случай может показаться анекдотичным. На самом деле он говорит о том, что рекламные щиты, баннеры, растяжки и с социальной информацией непременно нужны. Может быть, именно они вернут забывчивого гражданина домой и предотвратят беду.
В последние годы отношение к такого рода рекламе меняется. Само словосочетание «социальная реклама» стало более популярным, можно говорить даже о возникновении определенной моды на нее в России. Однако такая реклама не сразу дает конкретный результат и не сулит прямой материальной выгоды. Она призвана привлекать внимание общества к его самым актуальным проблемам и нравственным ценностям, внедрять или закреплять необходимые ему правила и нормы. Именно поэтому требуется, чтобы реклама была не шаблонной, а сразу бросалась в глаза и надолго оставалась в памяти. А для этого нужны соответствующие специалисты - такие, которые еще не стали мыслить шаблонами, штампами.
Именно поэтому Главное управление МЧС России по Республике Мордовия обратилось к студентам кафедры рекламы и дизайна МГУ им. Н.П.Огарева. Оказалось, что и в университете думали о сотрудничестве с официальными организациями. Поэтому к взаимопониманию пришли быстро. Сразу возникли планы по разработке творческих проектов в области социальной рекламы. Ведь подобная деятельность, во-первых, входит в учебные планы подготовки специалистов по рекламе, а во-вторых, в условиях современности очень даже востребована.
Вот что сказала заведующая кафедрой рекламы и дизайна Ирина Сиротина: «Мы готовим специалистов по рекламе, причем определенная их часть должна будет заняться производством именно социальной рекламы. Поэтому очень важно в процессе обучения знакомить студентов не только с технологиями создания рекламного продукта, но и с требованиями российского законодательства, формами работы соответствующих организаций, сведениями, цифровыми данными, жизненными примерами и т.д.»
Для того чтобы активизировать студентов, стимулировать их интерес к подобной деятельности, в 2006 году был организован и проведен фестиваль социальной рекламы. Его уровень оказался настолько высок, что было принято решение в 2007 году провести Межрегиональный фестиваль социальной рекламы «Гвоздь». В нем приняли участие студенты высших учебных заведений из Пензы, Ульяновска, Саранска и Казани.
Главная тема фестиваля звучала так: «Твоя жизнь - в твоих руках». Одной из тем конкурсных работ стала «Безопасность жизнедеятельности». Они рассматривались в следующих номинациях: видео-реклама, наружная реклама, печатная реклама. Строгое и беспристрастное жюри присваивало каждой работе свой идентификационный номер и оценивало творчество с точки зрения оригинальности идеи, степени разработанности темы, художественного и визуального решения и, конечно же, технического воплощения. Всего на фестиваль было представлено более ста работ, из них 30 - по безопасности жизнедеятельности. В основном они посвящались телефонному номеру спасения «112».
Не только студенты были задействованы в фестивале. Самое активное и непосредственное участие в нем приняли начальник отделения пропаганды и связи с общественностью ГУ МЧС России по Республике Мордовия Владимир Сергеев и заместитель председателя Президиума Совета МРО ВДПО Евгений Ляпин. Они провели мастер-класс по вопросам пожарной безопасности с демонстрацией применения первичных средств огнетушения.
Вот что сказал Владимир Сергеев: «Наша цель - окунуть студентов с головой в те проблемы, которые существуют в вопросе обучения населения безопасности жизнедеятельности, чтобы они могли воплотить свои творческие идеи в наглядное пособие. В принципе этого мы добились».
И действительно добились. Беседа по обстановке с пожарами в республике, вскрытие основных проблемных вопросов, причин и последствии никого не оставили равнодушными. Студенты задавали много вопросов, на некоторые сами находили ответы. А вот студентка из Пензы Юлия Герасимова знала ответы на все вопросы, задаваемые специалистами. И не случайно, что поощрительным призом для Юлии стал порошковый огнетушитель и грамота от начальника ГУ МЧС России по Республике Мордовия генерал-майора Вячеслава Кормилицына.
Фестиваль прошел, но в памяти остались не только новые знакомства. Остались прекрасные работы, появились новые идеи, которые так не терпится воплотить в жизнь. Да и как не творить - разве не приятно увидеть дело рук своих на улицах города. Лучшие работы будут размещены на рекламных щитах по городу. А это значит, что кто-то, увидев нашу социальную рекламу, вовремя вспомнит номер «телефона спасения», уступит дорогу пожарной машине, спасет чью-то жизнь! Радует и то, что идет целая когорта специалистов рекламного дела, понимающих важность создания социальных проектов в области БЖД. Студенты, принявшие участие в фестивале, убедились в том, что в этой области широчайшие возможности и прежде всего в предупреждении чрезвычайных ситуаций.
Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" №1 2008 г.