Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Электронное научно-методическое издание

для учителей ОБЖ

Из таких получаются профессионалы профильные классы юных спасателей

Из таких получаются профессионалы профильные классы юных спасателей 


Л.Волков, преподаватель-организатор ОБЖ, г.Рязань

В последнее десятилетие получило развитие движение по созданию в школах и средних специальных заведениях кадетских классов «Юный спасатель» и «Школ безопасности». В этой работе, как и во всяком новом начинании, опыта пока недостаточно, и поэтому очень важно накапливать и распространять все передовое и поучительное, что где-то появилось. В этих целях хочется предложить читателям опыт одной из школ Рязани. 
Активное участие в создании и организации работы кадетских классов «Юный спасатель» принимают местные структуры МЧС России и ГОЧС. В городе Рязани и области они взяли под свою опеку 7-е классы, где проводят целенаправленную работу по подготовке юных спасателей с перспективой пополнения своих рядов молодыми специалистами. Особенно тесный контакт установлен со школой № 47 города Рязани, которую возглавляет директор О.Донцова. Между нею и Главным управлением МЧС России по Рязанской области заключен Договор о долговременном сотрудничестве в подготовке юных спасателей в «Школе безопасности», созданной на базе профильных классов. 
Составлена учебная программа с распределением часов по разделам и темам, подготовлена необходимая материальная база, назначены ответственные лица из числа учителей. За подготовку юных спасателей взялись преподаватель-организатор ОБЖ подполковник запаса, бывший преподаватель тактики военной академии В.Бажанов, лауреат президентского гранта в конкурсе «Лучший учитель Российской Федерации» 2006 года, и учитель физической культуры И.Каклюгин. 
В течение пяти лет В.Бажанов применяет авторскую программу, созданную на основе мультимедийного учебника «Основы безопасности жизнедеятельности для 10-х классов», изданного Федеральным центром науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России и рекомендованного Министерством образования РФ. Учебник содержит полный курс ОБЖ за 10-й класс общеобразовательной школы в виде поурочного мультимедиа, озвученного лекционного материала и заданий для самоконтроля. При этом используются следующие виды работы с материалом: 
• Работа с диском в компьютерном классе под руководством преподавателя. 
• Использование видеопроекции на уроках по некоторым темам. 
• Самостоятельная работа учащихся с диском на домашнем компьютере. 
Все уроки с диска переписаны на видеокассеты (10 кассет по 10-12 уроков продолжительностью 30 минут), что позволяет использовать материал в классах, не оборудованных компьютером, а также дома (авторская идея). 
Подготовка к урокам и тестовый контроль знаний учащихся по курсу ОБЖ проводятся с помощью информационного комплекса, разработанного совместно МЧС России и фирмой «Кирилл и Мефодий». Данный комплекс позволяет проводить тестирование групп учащихся в сетевом компьютерном классе в режиме тренировки и оценки знаний с накоплением промежуточных результатов для последующего анализа. Кроме того, в комплекс входят программы для проведения занятий с учащимися младших классов в виде компьютерных фильмов и игр по темам «Пожарная безопасность в школе и дома», «Безопасное поведение в быту». 
В настоящее время активно осваивается цифровой видеомонтажный комплекс, состоящий из видеокамеры и компьютера для монтажа фильмов, что позволяет создавать учебные видеофильмы, фильмы о жизни и деятельности класса, оперативно выявлять и устранять ошибочные действия во время проведения занятий и тренировок. Привлечение учащихся к созданию таких фильмов имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. 
В классе сформирована и постоянно пополняется видеотека. В ней представлены учебные фильмы, фильмы о действиях различных спасательных служб и видеоархив класса. Фильмы по истории класса не только сохраняют память о событиях для их непосредственных участников, но и позволяют проводить воспитательную работу с новичками, давая им направления развития и новые рубежи для достижения. Возможность «остаться в истории» также является сильным воспитательным стимулом. 
Закрепление за классом персонального компьютера позволяет оперативно и качественно готовить материалы к урокам, дает возможность использовать электронные материалы не только во время уроков, но в процессе самоподготовки. 
Говоря о кадетском движении, можно отметить, что оно тоже развивается. На основании договора с Рязанской региональной общественной организацией «Православные витязи» в 2006/2007 учебном году в качестве эксперимента один класс был набран как кадетский -5-й. С 2007 учебного года в школе активно действует уже пять кадетских классов: 5-й и 6-й - «Православные витязи» и 8-й, 10-й и 11-й - «Юный спасатель». Таким образом выстраивается кадетская «вертикаль» со своими традициями и преемственностью поколений. Предполагается на начальном этапе давать ребятам военно-ориентированные подготовку и воспитание. А по мере их взросления будет осуществляться постепенный переход в обучении от военной направленности к спасательной, как технически более сложной. 
При занятиях физической подготовкой, которые проводит И.Каклюгин, особое внимание уделяется выработке таких прикладных навыков, как общая выносливость, сила рук, становая сила, скоростные качества, координация движений. В расписание профильных классов введены дополнительный урок физкультуры и плановые тренировки по туризму, скалолазанию и промышленному альпинизму, специальной прикладной подготовке. Непосредственно около учебных классов оборудованы места для занятий гиревым спортом. Обязательным для юных спасателей является туристический поход в 10-м классе. На регулярной основе проводятся «полевые занятия», в рамках которых комплексно отрабатываются полученные навыки и умения. Все это вместе позволяет добиваться того, что ребята-спасатели заметно отличаются своим физическим развитием и профессиональной подготовкой от остальных учащихся школы. 
Вот уже пятый раз школа готовится к выпуску отряда юных спасателей. Ребята трех предыдущих выпусков отмечены целым рядом грамот, дипломов и кубков за призовые места на соревнованиях и слетах движения «Школа безопасности» районного, городского, областного и федерального уровней. Так, за последний год на соревнованиях «Школа безопасности» команды школы заняли первое место в городе и второе - в области. Сборная команда школы заслужила право представлять Рязанскую область на соревнованиях «Юные спасатели» Центрального федерального округа в городе Елец (Липецкая область). 
Занятия по программе «Школы безопасности» проводятся в рамках групп продленного дня в форме кружковой работы и факультативных занятий. К проведению занятий по некоторым темам привлекаются курсанты военных вузов Рязани, выпускники кадетских классов прошлых лет. В свою очередь юные спасатели в качестве тренеров и инструкторов опекают учащихся младших классов, подготавливая их к поступлению в профильные классы. Кроме занятий в школе практикуются регулярные посещения музеев, театров, тренировок подразделений МЧС, выезды на лагерные сборы. В школе силами преподавателей и учащихся создан свой прекрасный музей, экспонаты и экспозиции которого отражают прошлое и настоящее служб спасения, а также работу школы по подготовке юных спасателей. 
Одним из ярких событий в школе является совершение ритуала «Клятва юного спасателя», которую дают учащиеся профильных классов по прошествии первых двух месяцев обучения. Разработана форма свидетельства, которое выдается учащимся, успешно закончившим курс обучения и получившим звание « Юный спасатель ». 
Материальную помощь школе в приобретении снаряжения для юных спасателей оказывает ряд предприятий города: Рязанский нефтеперерабатывающий завод, ОАО «Стальконструкция», «Рязаньгоргаз», магазин «Спецодежда» и др. 
Но всё ли так безоблачно в народившемся движении? 
Конечно нет! Прежде всего, несмотря на приказ Минобразования № 58/108 от 17.02.1996 г. и постановление Правительства № 422 от 11.07.2004 г. «О патриотическом воспитании молодежи на 2005-2010 гг.», не определена правовая база в финансировании «Школ безопасности», классов подготовки юных спасателей. В бюджетах муниципальных образований отсутствует строка о выделении денежных средств на эти цели. 
Было бы неплохо решить вопрос о преимущественном праве поступления выпускников «Школ безопасности» и классов «Юный спасатель» в такие учебные заведения, как, например, Академия гражданской защиты МЧС России, Ивановский институт Государственной противопожарной службы и Воронежское пожарно-техническое училище МЧС России, Архангельское мореходное училище и другие, где, кстати, уже учатся выпускники школы № 47. 
Это способствовало бы стремлению учащихся школ поступать в профильные классы юных спасателей и образцово там учиться, чтобы реализовать свою мечту. Разве не заинтересованы учебные заведения в наборе молодых людей, осознанно решивших посвятить себя конкретной профессии и получивших в ней уже определенную подготовку? Ведь именно из таких получаются настоящие профессионалы своего дела. Так давайте поможем достойным ребятам, они заслужили этого! 

Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" №2 2008 г.  


Педагогика безопасности

создан для концентрации и систематизации научных и образовательных идей, исследований и технологий в области развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности
далее

Словарь ОБЖ

"Словарь содержит более 1000 понятий и терминов. Учтены все разделы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», 

далее 

Сайт "ОБЖ:

Основы безопасности жизнедеятельности"

предназначен для формирования позитивного имиджа предмета ОБЖ

Видео ОБЖ

Видеоуроки и видеоматериалы по ОБЖ и безопасности человека в различных ситуациях

Видеоуроки

мультфильмы

документальные фильмы

художественные фильмы

on-line
далее