Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Культура безопасности жизнедеятельности
опыт Свердловской области
 


Главное управление МЧС России по Свердловской области

С 1 сентября 2006 года в общеобразовательных учреждениях Свердловской области преподается курс «Культура безопасности жизнедеятельности», разработанный Институтом развития регионального образования Свердловской области, Министерством образования Свердловской области при участии Главного управления МЧС России по Свердловской области. Цель курса - привить учащимся образовательных учреждений знания и умения, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности, сформировать желание и интерес к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих. В целом курс предназначен для воспитания «личности безопасного типа» -личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. 
В городе Березовский Свердловской области в гимназии № 5 состоялся областной семинар для преподавателей-организаторов ОБЖ на тему: «Преподавание основ пожарной безопасности в рамках предмета «"Культура безопасности жизнедеятельности"». Программа была организована Главным управлением МЧС России по Свердловской области совместно с Институтом развития регионального образования Свердловской области. Основной целью семинара являлось повышение эффективности преподавания «Культуры безопасности жизнедеятельности» и обмен опытом между участниками.

Семинар начался с торжественного открытия, в ходе которого выступали представители Главного управления МЧС России по Свердловской области, Свердловского областного отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» и представители Института развития регионального образования Свердловской области. 
В семинаре приняли участие более 65 преподавателей-организаторов ОБЖ из таких городских округов, как Артинский, Ачитский, Сысертский, Режевской, Шалинский, городов Заречный, Верхняя Пышма, Екатеринбург. 
Чтобы продемонстрировать формы преподавания курса «Культура безопасности жизнедеятельности», была организована работа по секциям. 
Во 2-м классе был проведен классный час на тему «Пожарная безопасность в школе и дома». Дети повторяли материал о навыках безопасного поведения дома, в школе, на улице и в общественных местах. Изучали опасности в сфере жизни школьника. 
Другой группе педагогов было показано внеклассное мероприятие по пожарной безопасности с учащимися 2-х классов. Ребята из дружины юных пожарных показали театрализованное костюмированное представление младшим школьникам. Таким образом осуществляется преемственность поколений в гимназии № 5. 
Чтобы раскрыть методику преподавания основ пожарной безопасности средствами предмета «Культура безопасности жизнедеятельности», в 6-м классе провели открытый урок на тему: «Огонь - друг и враг человека». Ребята изучали функции костра, способы укладки, меры безопасности при его разведении. В игровой форме изучались правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях на природе. 
С учащимися 7-х классов было организовано практическое занятие, в ходе которого участникам семинара показали, как можно использовать ситуационно-ролевые познавательные игры при изучении Правил пожарной безопасности. Мастер-класс продемонстрировал преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории школы № 17 города Екатеринбурга Владимир Иванович Казаков. 
Модель урока для учащихся 8-10-х классов была представлена Анатолием Николаевичем Козиным - руководителем методического объединения ОБЖ города Березовского. Ученики рассмотрели глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности, правовые основы сохранения и укрепления здоровья, права и обязанности родителей, несовершеннолетних детей. 
Завершающим этапом семинара стала спортивная эстафета по пожарной безопасности, в которой участвовали две команды из разных школ. Основные задачи эстафеты: 
• отработка навыков поведения и действий подростков в условиях пожара; 
• приобретение и развитие специальных знаний по пожарной безопасности. 
Эстафета состояла из нескольких этапов: ребятам нужно было быстро переодеться в боевую одежду пожарного, на скорость размотать и собрать пожарный рукав, оказать первую медицинскую помощь, правильно сообщить о пожаре. Финалом эстафеты было выступление танцевального коллектива с программой «Куклы». 

Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" № 3 2008 г.