Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Опорные конспекты экономят время и заставляют работать


Н. Шестаков, преподаватель Учебно-методического центра по ГО ЧС и пожарной безопасности Красноярского края

Известно, что учебный материал при простом «прослушивании преподавателя» усваивается слушателями на 10-15 %, а если обучаемые сами «работают» на занятии - на 70% и выше. Отсюда вывод - преподаватель должен заставить их работать. 
В нашем учебно-методическом центре разработаны так называемые «опорные конспекты». Мы их называем опорными, т.к. слушатели «опираются» на них в ходе занятия. Такой конспект предназначен для качественного усвоения учебного материала слушателями в пределах установленного расписанием занятий времени.
Основная причина использования указанных конспектов - ограниченное время для раскрытия содержания тем занятий, и время это увеличивать нельзя без ущерба для других тем занятий. 
Что желательно записать слушателям в ходе занятия? 
1. Название темы. 
2. Название учебных вопросов. 
3. Основную информацию по теме. 
На все эти записи нужно время, а если у слушателей есть готовый конспект, получается экономия времени, за счет которого можно более широко и подробно рассмотреть тему. 
Что же представляет собой опорный конспект? 
Опорный конспект - это краткое изложение учебного материала занятия; это готовый, созданный заранее опытным преподавателем конспект, в котором изложена основная информация по учебным вопросам темы конкретного занятия. 
Чем отличается опорный конспект от конспекта, написанного слушателем? 
Во-первых, тем, что в нем преподаватель (а не слушатель) заранее, выделил основную информацию по данной теме для конспектирования. 
Во-вторых, качеством (нет ошибок; написан более подробно, чем слушателем). 
В-третьих, в этом конспекте могут быть так называемые «черные прямоугольники», которые должны заполнять обучаемые. Кроме того, после каждого учебного вопроса даются контрольные вопросы. Обучаемые в ходе занятия должны на них ответить. В конце опорного конспекта приводятся итоговые вопросы по теме. 
В нашем УМЦ при проведении занятий широко используются презентации, где контрольные и итоговые вопросы представлены в тестовой форме, что вызывает большой интерес обучаемых. 
По опыту подготовки опорных конспектов и проведения занятий с их использованием мы пришли к выводу, что указанный конспект должен размещаться на 5-6 страницах формата А4. Информации, изложенной в таком объеме, достаточно для проведения одно-двухчасового занятия. 
Опорный конспект можно применять при проведении учебных занятий фактически по всем темам программы обучения, за исключением практических занятий. 
Так как слушателям в ходе занятия не нужно писать свой конспект, за счет чего высвобождается время, то появляется возможность больше внимания уделить сложным или неясным вопросам. 
Во вводной части занятия преподаватель раздает слушателям опорные конспекты, поясняет методику работы с их использованием. В основной части преподаватель объявляет название первого учебного вопроса и предоставляет слушателям время для его усвоения. Затем проверяет качество усвоения материала, используя контрольные вопросы, дополняет ответы слушателей, подводит итоги рассмотрения первого учебного вопроса. Далее преподаватель переходит ко второму вопросу и т.д. 
После рассмотрения последнего учебного вопроса он еще раз проверяет качество усвоения материала, чему служат итоговые вопросы. По окончании занятий опорные конспекты «сбрасываются» в электронном виде слушателям, для которых они являются незаменимым подспорьем в ходе самостоятельной работы. 
Как было отмечено выше, при использовании опорного конспекта предполагается задавать слушателям контрольные и итоговые вопросы. Желательно, чтобы в конспекте были не прямые ответы на них, а «замаскированные», т.е. чтобы слушатели думали, работали на занятии. На это нужно обратить особое внимание. Почему? 
Во-первых, потому что с помощью этих вопросов учебный материал дифференцируется, разбивается на составные части, которые слушатели легче, лучше воспринимают. 
Во-вторых, отвечая на эти вопросы, слушатели больше сами работают, а это - залог качественного усвоения учебного материала. 
Вопросы для улучшения его усвоения так же, как и опорные конспекты должны готовиться заранее и тщательно продумываться. Эффективность использования опорного конспекта напрямую связана с вопросами для усвоения. 
Как уже говорилось, целесообразно контрольные и итоговые вопросы разрабатывать в тестовой форме. 
Подводя итоги, отметим положительные стороны использования опорного конспекта на занятии. 
1. Большая экономия учебного времени - за счет того, что слушатели сами не конспектируют информацию, которую преподносит преподаватель. Поэтому появляется возможность заставить слушателей работать на занятии, повышается их активность, таким образом улучшается качество усвоения учебного материала. 
2. У слушателей остается «след» занятия - конспект, причем более качественный, чем если бы они писали его сами. Этот конспект может сослужить им добрую службу при подготовке к зачету и в дальнейшей своей деятельности. 
3. Повышение активности слушателей на занятиях. 
4. Опорный конспект поможет молодому, неопытному преподавателю при освоении новой темы, т.к. в нем изложена основа занятия. 
Минусом является дополнительная работа преподавателя по подготовке опорного конспекта, но она окупается качеством усвоения учебного материала обучаемыми.
Эффективность опорных конспектов подтверждена трехлетним опытом их использования в ходе занятий. 

Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" №10 2008 г.