Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Как не сгореть на работе губит людей не пламя, а водка и тяжкий труд


М.Васильев, ВНИИ противопожарной обороны МЧС России


Судьбы этих двух наших великих соотечественников роднило не только то, что пик их многогранного таланта пришелся на середину XX века, но и очень короткая яркая, подобная болиду, жизнь. Речь идет о Василии Макаровиче Шукшине (1929-1974) и Владимире Семеновиче Высоцком (1938-1980), для которых природа непостижимо роковым образом выбрала единую дату (25 июля) днем рождения первого и кончины другого...
А еще их объединяло, что тут греха таить, если это общий национальный удел многих русских неординарных личностей, - пристрастие к спиртному. Оно, с одной стороны, вроде бы стимулятор, активизатор творчества, с другой - возможность расслабиться, успокоить нервы. Как правило, желаемый эффект достигается при этом еще и неизменной цигаркой. А это уже социальная опасность, квалифицируемая пожарными среди причин пожара, как "неосторожность при курении, отягощенная обстоятельством (имеется в виду состояние, далекое от трезвости), способствующим такой неосторожности". Вот так замысловато, зато достойно и не унизительно по отношению к любой личности.
Первый музей Шукшина в России появился в Бийском пединституте в 1976 году, а через год основная экспозиция была перевезена на ее законное место, на родину писателя в село Сростки. Мебель музею передала мама Василия Макаровича - Мария Сергеевна: шифоньер, кухонный буфет, кровать и... круглый стол.
Лучше любых мемуаров могут рассказать о человеке его вещи. И, в частности, этот самый стол, за которым он работал. А любил он писать по ночам - и однажды уснул. Плохо затушенный, а может и горящий окурок, оказавшись на столе, прожег в нем выемку. "Теперь она, что называется, раритет...". Так описала Л.Дикуль почти пожарную историю в статье "Стол Шукшина, прожженный сигаретой" ("МК", 26.07.04).
В статье "Парижский суслик" (Е.Сажнева, "МК",24.01.05) француженка, переводчица Мишель Кан, которая попала в Москву по настоянию французских коммунистов для перевода трудов Ленина, хорошо знавшая Высоцкого с 1976 года до его смерти, рассказала: "...Володя любил вспоминать на публике, как однажды напился пьяным и чуть не сжег в Москве мою квартиру. Представляете, он находил это обстоятельство забавным... Нет, он даже им гордился... Квартира на Ленинском была казенная, ее мне снимали в издательстве "Прогресс"... Потом, когда Володя стал часто бывать в Париже, он изменился".
И хотя точно известно, что ни Шукшин, ни Высоцкий не стали - слава Его Величеству Случаю - жертвой дикого огня, нам никогда не узнать истинной причины их смерти. Поэтому принято утешать себя тем, что такие люди кладут свои жизни на алтарь творческого огня и из-за усталости и перенапряжения в работе психически "выгорают".
XX век привил нам, кроме СПИДа, еще одну неизлечимую болезнь. Больные ею - трудоголики - одержимы бесконтрольным влечением к работе, сходным с алкоголизмом. А когда первое влечение сопровождается вторым, сердечные приступы в чередовании с депрессией готовят скоротечный конец.
Как мог бы сказать о себе еще один талантливейший русский поэт, которому также был не чужд алкоголь, - Николай Рубцов (1936-1971):
Опять стекло оконное в дожде,
Опять туманом тянет и ознобом...
Когда толпа потянется за гробом,
Ведь кто-то скажет:
"Он сгорел... в труде".
На Западе уже давно по этому поводу бьют тревогу. Американской Ассоциации анонимных трудоголиков в 2006 году будет 20 лет. Французы и канадцы посредством статистики установили, что оптимальный режим нагрузок 35-40 часов в неделю. Начиная с 41 часа работы в неделю человек испытывает необходимость в антистрессовом допинге: еде, сигаретах, выпивке.
Естественно, что "сгореть на работе" - не только образное выражение, но и вполне реальное физическое явление, особенно для огненных (околоогненных) профессий, таких, как: пожарные, металлурги, сварщики, участники автогонок, космонавты...
Считается, что угроза "сгореть" больше присуща работникам оперативной пожарной службы, непосредственно занятым ликвидацией пожаров, - "тушилам". Между тем вплоть до XIX века смертельной опасности от огня подвергали себя люди, занимавшиеся профилактикой пожаров в шахтах, - газожеги. В их задачу входило выжигание метана в угольных выработках, при полном незнании величины его скопления за время, начиная с момента предыдущего выжигания. Каждый выход на работу газожега был равносилен попытке самоубийства из огнестрельного оружия с упованием на осечку.
Весьма и весьма серьезной опасности сгореть на работе подвергают себя фокусники во время показа "огненных трюков". Так, в праздничные дни Нового, 2005, года к медикам обратился факир, который обжегся выдуваемым огнем. Исполнитель набирал в рот маслянистый состав немецкого производства, специально предназначенный для фокусов с пламенем. Однако во время выполнения трюка фокусник случайно подавился...
Другой файерворкер ("человек-огнемет") - Бекхан Халухаев - пользуется керосином и выше других (почти на 5 метров) выдувает фонтан пламени. Чтобы обезопасить себя, он руководствуется очень важными, выработанными в процессе общения с огнем принципами: первое - к огню следует относиться, как к живой жесткой субстанции, которая всегда сильнее человека и панибратства не допускает; второе - не пить алкоголь, чтобы организм был всегда под контролем. Вот бы всем, кто так или иначе общается с огнем (спички, сигареты, факелы, свечи и т.п.), помнить и выполнять эти заветы. А еще Бек, подобно многим другим экстремалам, украсил себя (правую руку) татуировкой по образцу племени маори из Новой Зеландии. Считается, что испугавшись ее, смерть не тронет тех, кто каждый день рискует.
Неведомо, какими оберегами пользовался самый известный иллюзионист планеты Дэвид Копперфильд (в прошлом - мальчик Додик Коткин из Одессы) при исполнении огненного трюка, но однажды он был отправлен в нью-йоркский госпиталь прямо с репетиции своего очередного чуда.
В одном из многочисленных интервью Копперфильд признался, что его преследует один и тот же кошмарный сон: он гибнет в огне. "Я решил, - самоуверенно продолжил он, - что лучший способ побороть этот кошмар, дать реально ему сбыться". И для этого подготовил шоу под названием "Огненное торнадо". Его суть состоит в том, что иллюзионист в жаропрочном костюме проходит сквозь несущийся со скоростью 220 км/ч огненный шквал с температурой 1000°С.
В непосредственной близости от места репетиции на берегу Гудзона находились пожарная машина и реанимобиль с противоожоговой бригадой. Однако во время очередной репетиции главному фигуранту шоу стало плохо, и он был доставлен в медучреждение с диагнозом ... "истощение". Оказывается, репетиции продолжались 48 часов без перерыва, чтобы этот трюк вошел в историю впервые показанным в режиме реального времени по ТВ и в Интернете.
Предыдущим, правда, менее огненным, фокусом-иллюзией был спуск Копперфильда в горящей бочке с Ниагарского водопада. Видимо, недостаточная "огнистость" трюка не позволила иллюзионисту избавиться от страшного сна, и он взялся за "Огненное торнадо". И "Торнадо", и другие трюки вполне отвечают жизненной позиции Копперфильда, которую он формулирует приблизительно так: "Я люблю играть со смертью, но это вовсе не означает, что я хочу умереть. И поэтому каждые четыре года бросаю новый вызов судьбе, придумывая такое, чего до меня никто не делал. Этим я поддерживаю и физическую форму, и моральный дух, это рождает вдохновение. Только ощущая себя на краю пропасти, я могу говорить, что живу полной жизнью!"
Точно так же, вероятно, могли бы обозначить свое жизненное кредо работники огненных профессий и, прежде всего, пожарные, которых, заметьте, каждый день ждут непредсказуемые опасности.
Между тем все мы стали невольными статистами резко меняющихся климатических условий, внезапных скачков температур и полного игнорирования природой веками сформировавшихся примет. Особенно пугают непривычно высокие значения температур, приближающие нас к теплоощущениям огнеборцев, представителям других "горячих профессий". Этот факт таит для непосвященных опасность тепловых и солнечных ударов, повышая частотность риска "сгореть на работе". Именно так, от солнечного удара, погиб наш известный соотечественник - писатель Андрей Белый (1880-1934).
Поэтому важно иметь в виду, что на страже интересов работающих граждан от перегрева на производстве действуют "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" (СанПиН 2. 2. 4. 548-96), установленные Госкомсанэпиднадзором России 1 октября 1996 года.
В них, в частности, предусматривается сокращение рабочего дня, если помещение не оборудовано дополнительной вентиляцией, а температура в нем плюс 30 градусов, до 5 часов - для конторских работников, швей, часовщиков, а для специалистов с более тяжелыми условиями труда - до 3, а то и 2 часов. При жаре в 32 градуса рабочий день конторских служащих - 2 часа, а при 32,5 градуса они имеют право вообще не работать и предъявлять требования к администрации об установке кондиционеров.
Одновременно следует знать признаки теплового удара и меры первой помощи.