Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Это ясно как дважды два в возникновении пожаров виноваты мы сами



М.Быстрова, сотрудник пресс-службы ГУ МЧС России по Нижегородской области

Мы не Пети и не Маши, а земные существа... 

"Удивительно, как мы, люди, живущие на планете Земля, с легкостью забываем, что во всем здесь существует строгий порядок. Не помним, что ничто не берется ниоткуда, а возникает в определенное время в определенном месте, имеет конкретную массу и размеры, обладает характерными свойствами. Мы, созданные из элементов органической и неорганической химии, как и наша планета, ежедневно ощущающие на себе действие закона Всемирного тяготения и многих других, не помним, что только благодаря великому порядку Земля и существует миллиарды лет. Да, мы, оказывается, не просто Пети и Маши, Васи и Марины, коллеги (забудьте хоть на минуту свои ранги), изначально все мы - земные существа, жизнь которых проистекает в строгом соответствии с мировыми законами. Но в повседневных заботах и суете, решая кучу мыслимых и немыслимых проблем, желая успеть всё сразу и всюду, забываем и о земном своем происхождении, и о том, что всё на Земле - по правилам. Расплачиваемся потом бедами, готовые на любые оправдания, не желая понять: виноваты мы сами. 
Одна из таких бед - пожары, и статистика утверждает: 99 процентов их - по вине человека. Каждый, кто пережил пожар, скажет: этого могло не случиться. Так почему случилось? Почему строим печи в банях и домах не по правилам? Почему забываем про включенные утюги и чайники? Почему не меняем отслужившие своё провода? Почему тут и там сорим окурками? 
3560 пожаров произошло в нашей области в этом году, 363 человека погибло. Цифры стабильны из года в год, кардинального изменения пожарной картины не наблюдается. Да и откуда ему взяться, если главный пожарный «авторитет» - пьянство- в авангарде событий. Именно ему «обязаны» мы тревожной обстановкой - каждым шестым областным пожаром, двумя погибшими из трех. Исчезни из нашей жизни спиртное - число жертв пожаров сократилось бы вдвое. К такому выводу пришли специалисты, исследующие зависимость между злоупотреблением алкоголем и пожарами. 
Но вернемся в родную область. Как вы думаете, что горит у нас чаще всего? Обратимся к анализу обстановки с пожарами за 9 месяцев текущего года. Итак, чаще всего горели жилые дома - 1301 пожар, потом дачи - 399 пожаров, сараи - 391, бани - 381 пожар. Все ясно: живем и отдыхаем, как говорится, «на полную» - и по сей день 80 процентов пожаров регистрируется в жилье. Ну а причины все те же: окурки, проводка, печи. Примерно половина пожарной картины - за брошенным окурком. Это 1529 пожаров, 261 погибший. 
Брошенный куда попало окурок, который специалисты интеллигентно спрятали за выражение «неосторожное обращение с огнем», уничтожил 183 жилых дома, 233 дачи, 145 сараев и других построек (всего 711), им повреждено еще 195 строений, 415 квартир. Материальный ущерб от непотушенных окурков - более 55 млн рублей, тогда как общий, ото всех причин, приближается уже к 200 миллионам! Вот чем оборачивается непринятие нами законов и правил, установленных природой и людьми. Примеров же безалаберности и бесхозяйственности, приведших к пожару, множество. 
В одной из квартир на проспекте Кирова в Автозаводском районе Нижнего Новгорода поводом для пожара 3 октября стал день рождения. «Доказательства» фигурировали на столе в одной из комнат - две рюмки, недопитая бутылка водки. Здесь после застолья и уснули две женщины и девочка 7 лет. На счастье, одна из них от запаха гари проснулась, и все вовремя спаслись. А начался пожар на тумбочке, стоявшей вплотную к креслу-кровати, - видно, окурок бросили мимо пепельницы. 
А вот пенсионер из села Кетрось Бутурлинского района в пожаре на собственном подворье и гибели годовалого теленка не виноват. Окурок, обронил, видимо, кто-то из деревенских - за уничтоженным пожаром сараем «народная» тропа, по которой селяне гоняют на пастбище скот. Плохо, что мы живем еще по принципу: чужое - не жалко. 
А иногда не жалко бывает и своего. Правда, зачастую это «свое» такое обшарпанное и бесхозное, что и вправду не жалко. Значит, остается теперь гореть синим пламенем, создавая угрозу соседним строениям, отвлекая для ликвидации пожара значительные силы МЧС, а значит, и немалые финансовые средства? 
Клуб завода имени Свердлова в Дзержинске уже четыре года закрыт. А что ожидает пустующее, без тепла и света здание в оживленном районе? Давно уже выбиты стекла, оконные рамы отсутствуют. Теперь двухэтажное здание общей площадью несколько сот квадратных метров словно мишень для любителей неформально «приколоться». Года два назад здание уже горело. На пожар в воскресенье 7 октября, сообщение о котором поступило в 16 часов 14 минут, прибыли 5 пожарных автоцистерн, автолестница, автомобиль газодымозащитной службы, штабной автобус. К прибытию пожарных (было задействовано 30 человек) горел уже весь чердак, часть перекрытий обрушилась. Через 50 минут пожар был ликвидирован. Выгорело 350 м2 площади бывшего клуба, в крыше теперь зияет огромная дыра, а ведь он все еще на балансе предприятия. Что дальше? Надеяться на лучшее не приходится. Кстати, в материальном выражении такой пожар - около 10 тысяч рублей бюджетных денег. 
«Пожарной» участи дождалось в тот же день и не эксплуатируемое уже несколько лет строение на территории одной из больниц в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Здесь, как свидетельствуют очевидцы, раньше размещалась детская молочная кухня. Ну и что, если двери и окна заколочены? Наркоман, алкоголик, хулиган в поисках пристанища разве не рискнет проникнуть внутрь? Вот и проник кто-то, и здание сгорело. Нет смысла описывать подробности других рукотворных пожаров. Ясно одно: научись мы соизмерять свои потребности и возможности, беречь свое и чужое, живи мы по правилам - пожаров в нашей жизни было бы значительно меньше. 

Проводка приказала долго жить 

Другого способа электрификации жилья, а также школ, больниц, детских садов, производственных зданий, как посредством электрического тока, идущего по проводам, человечество пока не придумало. Нажал на выключатель - светло, действуй, хочешь отдохнуть -щелчок, и тебя никто не беспокоит. Мы настолько привыкли к доступности электроэнергии и всего того, что с ней связано, что совсем забыли о том, что электрический ток таит опасность. Он может ударить, убить, сжечь. Каждый пятый пожар в области - от него. 652 пожара «дал» электрический ток в этом 'году только в жилье, 35 человек погибло. 37,5 млн рублей -такова сумма материального ущерба, а это 324 сгоревших строения, около половины которых - жилые дома и дачи, и еще 330 строений, частично поврежденных огнем. Так ли фатальны все эти случаи? Ответить на вопрос помогут несколько примеров. 
3 октября в селе Верхнее Талызино Сеченовского района пожилые хозяева понесли немалый убыток - сгорел хоздвор, частично - кровля, коридор, ведущий к дому, на площади 48 м2. Из дымного сарая хозяином были спасены куры, поросята. А причина -в старенькой электроплитке. На ней в полутораведерной кастрюле варила хозяйка корм скотине. Долго варила, без присмотра. Хватилась, когда уже поздно было. Теперь предстоит восстанавливать уничтоженное огнем. 
Только благодаря профессионализму пожарных, когда начальник караула ПЧ-9 ОГПС-19 по охране Автозаводского района Алексей Гусаков смог правильно распределить силы, направив одно из двух звеньев газодымозащитников на спасение людей, удалось избежать жертв в одной из квартир по ул. Кирова на Автозаводе. Семья инвалидов еще спала, когда проводку в коридоре, выполненную на скрутках, замкнуло. Задымился шкаф с одеждой, а запах почуяли соседи. Мужчина смог выползти в коридор, и был спасен первым, а вот троих глухонемых женщин 47, 25 и 22 лет пожарные выводили за руки, подключив спасательные маски к дыхательным аппаратам. С верхних этажей было эвакуировано 10 человек.
Дождливая осень, то есть такая, которую мы имеем сейчас, прямо-таки «бархатный» сезон для пожаров от короткого замыкания электропроводки. Польет дождик на крышу, и если она неухожена, проржавела - добра не жди. Под крышей от сырости проводка мокнет, от времени, перепадов температур ветшает, приходит в негодность. В сельских домах, как правило, ее не меняют десятками лет, проводя местный ремонт скручиванием проводов, а то и соединением разноименных. О последствиях хозяева не думают. Но физика -наука точная, отклонений от законов не терпит. Именно в сырую погоду на участках «риска» проводка функционирует в аварийном режиме. Происходит либо воспламенение изоляции от перегрева, либо короткое замыкание. Так, 18 октября в Нижегородской области сгорело три сельских дома. 
В три часа ночи заполыхал личный жилой дом в селе Новоспасское Починковского района. Благополучная семья, достаток. Хозяин, Сергей 42 лет, работает вахтовым в строительно-монтажном тресте в Москве. Дома бывает хоть и по месяцу, но только четыре раза в год - строит по стране газопроводы. До проводки руки не доходят, хотя ремонт, говорят хозяева, был в прошлом году. Как выяснилось, после пожара, в результате которого дом сгорел и семье с ребенком-школьником придется теперь ютиться по родственникам, проводка в доме не менялась лет 50 - со времени постройки. Что-то где-то когда-то ремонтировал муж, в результате скручены были провода разноименные - алюминиевые и медные. Большое переходное сопротивление, а от него короткое замыкание могло, по сути, случиться в любую минуту. И случилось - в ту ночь на улице был сильный ветер, а в коридоре, дабы в отсутствие хозяина отпугнуть от дома праздношатающихся, горела лампочка. Дом небольшой - две комнаты, кухня. Полная замена электропроводки в нем специалистом заняла бы несколько часов. А сколько теперь восстанавливать дом? Угроза была и соседнему, но пожарные отстояли его.
В десять часов вечера поступило сообщение о пожаре в деревне Крутогор Тоншаевского района. Необитаемый дом, хозяйка которого два года назад умерла, сгорел полностью. Деревенька мала - три-четыре жилых дома, одни старики - поджигать да окурками сорить некому. Начался пожар, как свидетельствуют очевидцы, в той части дома, где был выполнен ввод проводов в дом. Скорее всего, от времени обветшали, перетерлись. 
В полночь вспыхнул частный дом в деревне Ситники Борского района. «Горел он уже, -вспоминают соседи. — Как без этого? Выпивают...» Хозяева -две женщины и 33-летний мужчина, сын одной из них — успели спастись. А вот про гостью забыли. Накануне сын привез ее из Нижнего - познакомился на рынке, где продавал грибы. Молодая женщина, говорят, смотрела в другой комнате телевизор. Да уснула. Сеть не выдержала перегрузки - в нее включено было сразу несколько потребителей. 
Пока вы читали этот материал, где-то в России уже начался очередной пожар. Горит сарай, жилой дом или баня. 
Вернетесь с работы - проверьте, всё ли в порядке. 

Малыши дают прикурить 

Помнится, четыре года назад я писала материал о детской шалости с огнем, вышедший под названием: «Сто детей сожгли миллион рублей». Тогда, в 2003 году, на начало ноября в области случилось 90 пожаров от детской шалости с огнем, а ущерб превысил миллион ^рублей. Цифра была равнозначна одному проценту потерь в общей пожарной статистике, но сожгли юные нижегородцы за 10 месяцев с небольшим того года немало: 33 постройки полностью и 45 - частично, несколько десятков тонн кормов, 7 автомобилей, 112 животных. 
Читая «старые» строки, диву даешься, как созвучны они дню нынешнему. Не только возраст юных поджигателей, их с позволения сказать «шалость» с огнем, сметающая с лица земли дома, сараи и бани, остаются неизменными из года в год. Как ни странно, пожары, устроенные детьми, случаются в одних и тех же населенных пунктах. 
Например, в селе Пожарки Сергачского района. Четыре года назад, в конце сентября, трехлетний Женя устроил в доме пожар - мать курила и научила его пользоваться зажигалкой. Пожар произошел после того, как сын дал матери прикурить. От сильных ожогов всей семье, включая и двухлетнюю сестренку Нину, пришлось после Сергачской центральной районной больницы лечиться еще и в ожоговом центре в Нижнем Новгороде. 
Оперативная пожарная сводка за 8 сентября этого года - и опять те же Пожарки! И снова трехлетний ребенок! На этот раз зовут Сергей. И снова неблагополучная семья - старшие выпивают. У женщины двое сыновей (трех и семи лет), работает она на ферме, труд тяжелый. В ее отсутствие за детьми присматривает дед. Однако на момент пожара - десять утра - старшие были дома, но все спали. Сереже спать не хотелось - стащил у деда зажигалку да стал баловаться ею на диване. Когда тот задымился, побежал в сени к матери - будить. Женщина разбудила отца и старшего сына, вывела всех из дома, а уж потом кто-то из соседских побежал за пожарными - муниципальная пожарная команда всего за полторы сотни метров. Дом не успел сгореть полностью - выгорело две комнаты из трех, но все равно он не пригоден для жилья. Пришлось семье разъехаться. 
Других общих названий сел в пожарных сводках не встретилось, да и не название - главное. Причины «детских» пожаров -безнадзорность, неумение правильно применить свою фантазию и кипучую энергию - по-прежнему боком обходятся и детям, и родителям, и Нижегородской области в целом. На сегодняшний день на 53 пожарах, учиненных детьми, - двое погибших детей. 
Ущерб давно уже превысил показатели четырехлетней давности - 2 млн. 813 тыс. рублей. Инфляция увеличила цифры, но и сожженного детьми по-прежнему немало. Это 6 полностью сгоревших и 11 поврежденных домов с ущербом около миллиона рублей. 10 уничтоженных и 6 поврежденных огнем сараев с ущербом более 300 тысяч рублей. Уничтожены нежилой дом, дача, баня, 542 тонны кормов, четыре животных. 
К сожалению, «методы» юных поджигателей тоже не изменились. Как всегда они, устраивая костерок, просто не думают о последствиях. Им интересно: что будет дальше? 
Девятилетний Максим, живущий с бабушкой в деревне Сосенки Воротынского района, ранее в баловстве со спичками не замечен. Как и все деревенские ребятишки, почти целыми днями на улице. Разве за ним уследишь? За домашними делами женщина не заметила, что сарай, в нескольких метрах от дома, дымится. Соседка видела, как мальчишка вокруг своего да соседского сараев зачем-то бегал с ведром. Стало ясно - тушил. Поняв, что затея не удалась, скрылся. 
Соседи вовремя эвакуировали из сарая бычка да корову. На тушение прибыли пять автоцистерн - сараи между домами. Дома отстояли, а сараи успели сгореть. 
В конце сентября в селе Большое Мокрое Кстовского района группа ребятишек сожгла нежилой дом. Все обычно: после школы гуляли на улице. Да только игры нашли себе «крутые» в месте глухом: заброшенном доме, проникли в него через лаз. Сначала прыгали на старом матрасе, выбивая из него пух, потом шестилетний Рамазан решил пух поджечь зажигалкой, найденной ватагой где-то на улице. Затея удалась: он поджигал пушинки,а его приятели их тушили - били по ним досками. Надоело. Нашли здесь же кирпичи и стали кидать в картонную стену - надо разрушить. Шуму больше - веселее! Не заметили, как задымился матрас. Обнаружив пожар, выскочили на улицу. Четверо отправились гулять на другой конец села, а семилетний Кирилл остался на месте - ему интересно было наблюдать, как забегали люди, вызывая пожарных. Как затем приехали на пожарных машинах люди в боевках и стали тушить огонь. А он все смотрел -интересно. Когда инспектор ОГПН Марина Каширина попросила мальчика рассказать, как все было, тот отнекиваться не стал - да, мы. Поиграть захотелось, а поджег не он - Рамазан. 
Рамазан живет в многодетной семье - у родителей четверо детей. Отец работает, все сыты, обуты, одеты, да только не хватает, видно, времени на воспитание -мальчишка уже был замечен в играх с огнем. Взяты на учет в инспекции по делам несовершеннолетних Кстовского района и еще двое «друзей» - семилетний Данила и восьмилетний Дима. Удивительно: семьи всех юных поджигателей характеризуются в местной администрации положительно. Почему же так негативно ведут себя «благополучные» дети? 
Восьмилетний Слава живет с мамой и дедом на улице Куйбышева в Московском районе Нижнего Новгорода. Пока мать на работе, а дед готовит ужин, у ребенка «игра» - поджигать. Как лежали игрушки в плетеной корзинке, так и загорелись. Дед почуял неладное, когда замигал, а потом погас свет. Открыл дверь из кухни - дым. Застал Славу в его комнате пытающимся сбить пламя то ли простыней, то ли покрывалом. Ребенка увезли в больницу - надышался угарного газа, а взрослым теперь предстояло менять обои и сгоревшую дверь. 
Комментарии тут излишни - мало времени уделяем мы детям. Не учим делать добро. Боимся воспитывать в них чувство ответственности. Забываем, что сверстники наших «малышей» в войну и после нее пасли скот, защищали младших. И в наши дни есть хорошие примеры. Так, в январе этого года в селе Мерлино Арзамасского района на пожаре пятеро ребят 10-12 лет спасли мужчину, а осенью прошлого года десятилетний Дима Филюшин в селе Лопатино Лукояновского района вынес из горящего дома троих малышей. 
Да, с детьми после устроенных ими пожаров лично будут беседовать инспекторы Государственного пожарного надзора и инспекций по делам несовершеннолетних, еще и еще раз объясняя, как опасны игры с огнем. Оштрафованы за пожары будут родители. Меры воздействия будут предприняты в школах. Но не поздновато ли спохватываемся мы? Верные ли делаем акценты? Выводами из случившегося должны стать не «карательные» меры в отношении детей, а открывшиеся спортивные кружки по месту жительства, по интересам, внешкольная работа, экскурсии, беседы, викторины, доброе общение, наконец. В погоне за хлебом насущным забываем мы, что именно этим детям через 10-20 лет доверим будущее. 

Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" №10 2007 г.