Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Первые операции МЧС. Дело - труба. 1991 год


Андрей Рожков, спасатель международного класса
журнал ОБЖ № 12 2005 г.

Представьте себе огромную 150-метровую вытяжную трубу на химическом производстве. Монолитной громадой она возвышается над Уфимским нефтеперерабатывающим заводом. А внизу - огромные емкости с бензолом, фенолом и другими ядовитыми веществами. Кроме того, там -переплетения различных трубопроводов, газгольдерные батареи. И вот однажды монолит трубы лопается, и верхний ее 30-метровый участок нависает над всем этим «хозяйством». В случае падения этот примерно 700-тонный «кусочек», по расчетам специалистов, может вызвать 9-балльное(!) землетрясение в радиусе нескольких сот метров. Последует серия взрывов, начнутся пожары... Ущерб составит около 45 млн. долларов.
Разумеется, на место ЧС были вызваны соответствующие специалисты и мы - спасатели. На нас с надеждой смотрит руководство комбината, думая, что мы - кудесники и сразу решим все проблемы. Однако в таком деле спешить опасно. Сначала проводится разведка. Задачи ее - оборудовать страховкой вертикальную лестницу на трубе, повесив на ней так называемые перила, измерить толщину стенок нижней части трубы и на видимые вертикальные трещины наклеить бумажные полоски (если они начнут рваться - надо сразу спускаться вниз)...
Теперь слово за взрывниками: если на нас легла, так сказать, физическая и спортивно-альпинистская часть операции, то за ними - весь расчет. Взрывники предлагают руководству объекта организовать отсыпку на площадке около трубы специальной «подушки» из песка и бревен с тем, чтобы смягчить удар оголовка о землю при его падении. Своей же задачей считают не просто обрушить нависшую часть трубы, а «срезать» ее взрывом, довернув в воздухе на нужный угол, и уронить на строго определенную площадку (примерно 20 на 20 метров).
Рассчитывается эквивалент взрывчатки. Мы предлагаем подняться на аварийный оголовок, навесить систему блоков, по которой можно будет поднять «колбаски» с пластидом на нужную высоту. Взрывники просят еще «занавесить» конструкцию специальными стегаными матами из стеклоткани. Это усилит фугасную мощь заряда и уменьшит радиус разлета осколков при падении конструкции.
Так в суете да в работах проходят дни. Подъем на трубу отнимает около получаса. Однако туда надо затащить полтонны стеклоткани, крючки, веревку, проволоку и Бог знает еще чего. Специальным эшелоном подвезли взрывчатку. Теперь и ее, а это ни много ни мало 440 килограммов, и толовые шашки, и детонаторы, и электропровода - все нужно на своем горбу поднять наверх. Нас же всего десять человек. Работаем от зари до зари.
И вот настал тот самый день. Объект замер в ожидании взрыва: остановлены все производства за исключением непрерывных, эвакуированы люди, выставлено оцепление. В полной готовности медики, пожарные, газоспасатели. Идут последние минуты. Уже прозвучала команда, и во взрывные машинки вставлены заводные ручки. Сняты предохранительные колпачки с кнопок. Насторожились тысячи людей. Кто-то из них - в ожидании своей дальнейшей участи... Буквально секунды должны были положить конец напряженному и отчаянно-рискованному труду одних, сомнениям других, страху за свою судьбу третьих.