Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Развитие жизненных навыков предотвращает наркотическую зависимость

Шарлин Портер, корреспондент 
Информационного агентства США.

Гильберт Ботвин -- профессор психиатрии, эксперт по вопросам здравоохранения, директор Корнеллского института профилактических исследований и автор программы предотвращения наркотической зависимости "Развитие жизненных навыков". В интервью с редактором ЮСИА Шарлин Портер доктор Ботвин, описывая сильные стороны этой программы, рассказал, почему многие традиционные подходы к предотвращению наркотической зависимости потерпели неудачу. 
Вопрос: Как вы определяете понятие "жизненные навыки" и какое отношение они имеют к решению начать употреблять наркотики, которое принимает тот или иной человек? 
Ответ: Прежде всего, важно иметь в виду, что период высокого риска быстрого привыкания к наркотикам приходится на начало юности. То есть речь идет о проблеме, генезис которой связан с детскими и юношескими годами. Сейчас известно, что развитию у человека склонности к употреблению наркотиков способствует не один и даже не несколько малых факторов, а сложный набор различных факторов. С одной стороны, существуют социальные влияния, внешние влияния -- со стороны окружения, со стороны средств массовой информации, которые вносят свой вклад в развитие наркотической зависимости. Определенное влияние на детей также оказывают их сверстники и друзья. Кроме того, возникновению привычки к употреблению наркотиков способствует целый ряд других факторов, связанных с внутренними стимулами. Таким образом, как внешние, так и внутренние силы могут побудить человека начать употреблять наркотики.
Мы полагаем, что наиболее эффективными профилактическими программами оказываются программы обучения детей набору общих жизненных навыков, которые они смогут использовать при решении повседневных проблем в свои юные годы. Развивая у детей эти навыки, мы не только сокращаем у них стимулы к употреблению наркотиков, но и их уязвимость, их восприимчивость к внешним факторам. Помимо общих жизненных навыков мы также доносим до них информацию и прививаем им навыки, имеющие самое непосредственное отношение к проблеме наркотической зависимости. Например, мы учим их эффективно противостоять социальному давлению, сопротивляться давлению со стороны средств массовой информации и со стороны друзей: умению сказать "нет", умению выявлять и избегать опасных ситуаций, в которых, как им известно, они могут подвергнуться давлению, принуждающему к употреблению наркотиков. 
Жизненные навыки, которым мы пытаемся учить детей, можно разделить на две основные категории. Первая категория объединяет навыки самоконтроля, контроля над собственными поступками, то есть навыки принятия решений, навыки снятия напряжения и дискомфорта. Ко второй категории относятся социальные навыки, то есть навыки общения, разговорные навыки, уверенность в себе и навыки, которые помогли бы молодежи встречаться с новыми людьми и приобретать новых друзей. 
Большинство из нас приобретают эти навыки в зрелом возрасте. Некоторые усваивают их, наблюдая за поведением взрослых в свои детские годы, но в наши дни дети проводят все больше времени, общаясь с другими детьми. Они меньше общаются со взрослыми, поэтому возникает ситуация, напоминающая ту, когда слепой ведет слепого. Мы считаем важным систематическое обучение этим навыкам в рамках профилактической программы. С помощью такой комбинации развития общих навыков и усвоения конкретного информационного материала, связанного с проблемой наркотической зависимости, мы можем сократить наркоманию на 50-60%. 
Вопрос: Умение общаться, умение приобретать друзей -- какое отношение эти навыки имеют к тому, захочет ли ребенок попробовать наркотики или нет? 
Ответ: Люди неправильно трактуют причины наркотической зависимости. Дело не просто в решении употреблять или не употреблять наркотики. Все традиционные подходы к информированию детей о вреде курения, алкоголя и наркотиков в значительной степени потерпели неудачу. Научные исследования, которые помогли оценить такие подходы, как и подходы, основанных на запугивании и подчеркивании опасности употребления наркотиков, показывают, что они абсолютно неэффективны. 
Проблема намного шире, и необходим целостный подход, который охватил бы несколько различных факторов риска. Многие жизненные навыки, которым мы обучаем детей, в действительности являются защитными механизмами. Они делают детей сильными и уменьшают действие дурных стимулов. 
Употреблению наркотиков способствуют самые разные факторы. Для разных детей важнейшим оказывается тот или иной фактор. Некоторые дети употребляют наркотики, например, когда они ощущают дискомфорт в обществе. Они употребляют наркотики, так как думают, что это поможет им справиться с социальным дискомфортом. Развивая у детей умение справиться с ощущением дискомфорта, вы прививаете им адаптивные жизненные навыки, и тогда дети не будут нуждаться в наркотических стимуляторах для борьбы с отрицательными чувствами, вызванными социальным дискомфортом. 
В других случаях дети начинают употреблять наркотики, чтобы получить доступ в определенный круг сверстников, быть принятыми в какую-то группу детей или чтобы понравиться другим. Развивая у них набор социальных навыков, помогающий встречаться с новыми людьми и налаживать нормальные дружеские отношения, мы уменьшаем у детей стимулы к употреблению наркотиков. 
Важно, чтобы дети поняли, что большинство других детей не употребляют наркотики. Дети, судя по всему, переоценивают процент своих сверстников, а также взрослых, употребляющих наркотики. Сознание, что "все делают это", оказывает давление на каждого ребенка, заставляя его соответствовать тому, что, как ему ошибочно представляется, составляет норму поведения. Информируя детей о том, что большинство детей не употребляют наркотики, показывая, что не употреблять наркотики -- нормально, вы уменьшаете давление, принуждающее детей соответствовать этим внешним стандартам, которых в действительности не существует. 
Так что комбинация факторов, имеющих непосредственное отношение к употреблению наркотиков и принуждению к их употреблению, а также более общих жизненных навыков, которые придают детям большее чувство самоконтроля и чувство собственного достоинства, уменьшают испытываемое ими ощущение дискомфорта в обществе, снабжают их методами решения многих проблем, с которыми им приходится сталкиваться в жизни, в общем и целом помогает им быть более счастливыми и добиваться успехов.
Вопрос: Вы сказали, что, согласно некоторым исследованиям, программы, подчеркивающие опасности наркотиков, оказались не слишком эффективными. Это происходит потому, что они не используют описанный вами всесторонний подход? Они слишком односторонни? 
Ответ: Да, именно так. Я специально упомянул программы распространения информации, потому что они традиционно применяются в Америке для предотвращения наркотической зависимости. 
Казалось бы, с логической точки зрения они должны быть эффективными. Ваши дети употребляют наркотики, вы повышаете уровень их информированности об опасности употребления наркотиков, и они, видимо, должны принять для себя рациональное решение не употреблять наркотики. Но дело в том, что дети формально не принимают решения употреблять наркотики. Они соскальзывают в это болото постепенно. В большинстве случаев они склоняются к употреблению наркотиков, даже не задумываясь об этом. Это не рациональный процесс, поэтому рациональный подход к данной проблеме, основанный на повышении степени информированности, не способствует ее решению. 
Именно этот многосторонний аспект проблемы, который упускался из вида авторами старых профилактических методик, и был включен в программу "Развитие жизненных навыков". Данная проблема действительно требует всестороннего, целостного подхода. 
Вопрос: Одно из объяснений, которые мы часто слышим о том, почему тот или иной подросток пристрастился к наркотикам, состоит в том, что он "подвергся дурному влиянию". Каким образом программа "Развитие жизненных навыков" способствует предотвращению этого влияния? 
Ответ: Двумя путями. Прививая детям набор общих жизненных навыков, она помогает им преуспеть в их юные годы. Дети, которые в свои юные годы испытывают трудности -- в общении, в плане физического развития или в учебе, -- эти дети тяготеют к группе сверстников с ненормативным поведением. Они склонны сторониться детей, которые твердо встали на путь успеха, и постепенно начинают двигаться по "иной жизненной траектории", как ее называют ученые. В некоторых случаях они тяготеют к группе сверстников с ненормативным поведением, потому что думают, что только она готова их принять. Они считают себя неудачниками. С другой стороны, они могут отвергать ценности, проповедуемые их более удачливыми сверстниками -- теми, кто преуспевает в школе и в спорте, -- и тяготеть к более ненормативному набору ценностей. Еще раз хочу подчеркнуть -- здесь имеет место комбинация внутренних и внешних причин.
Некоторые дети отличаются склонностью к поиску новых острых ощущений в жизни. Для того, чтобы получать удовольствие от жизни, им необходима мощная стимуляция. Не все дети относятся к этой категории, но ряд детей, проявляющих интерес к наркотикам, отличает эта склонность к поиску острых ощущений. Дети, которые рискуют, совершая опасные поступки, носясь на мотоциклах и увлекаясь затяжными прыжками с парашютом, также часто употребляют наркотики. 
Поэтому программа "Развитие жизненных навыков", прививая детям необходимые навыки, уменьшает вероятность их тяготения к компаниям с отклонениями от нормы.
Вопрос: А как же любители острых ощущений? Дает ли им программа "Развитие жизненных навыков" нечто такое, что могло бы обуздать их тягу к острым ощущениям? 
Ответ: Она не в состоянии полностью обуздать это стремление, но в определенной степени это удается. В рамках развития у детей навыков уменьшения чувства дискомфорта, мы обучаем их методам релаксации, помогая контролировать свои чувства в случае стресса или дискомфорта. Мы учим их, как расслабиться, успокоиться. Это полезно детям, которые не умеют сосредоточиться или склонны к поиску острых ощущений. Мы обнаружили, что обучение по программе "Развитие жизненных навыков" уменьшает желание рисковать. Обладая целым набором навыков по контролю своего собственного поведения, дети способны не только лучше управлять своими импульсивными поступками, но и становиться на путь успеха и достигать чувства возбуждения с помощью более нормальных средств, нежели наркотики.
Вопрос: Какова роль родителей в освоении ребенком этих новых навыков самоконтроля? 
Ответ: Это та часть формулы решения проблемы, с которой мы только начали экспериментировать в последние два года. Мы пытаемся внушить родителям мысль о важности мониторинга поведения детей, о необходимости не оставлять их без надзора и контролировать, с кем они общаются. Родители должны проанализировать круг друзей своих детей и, если дети начинают тяготеть к обществу с отклонениями от нормы, то родители могут вмешаться. Вначале предотвратить это относительно легко. По мере подрастания детей, по мере укрепления связей детей с кругом своих сверстников с ненормативным поведением становится все труднее изменить сложившееся положение. 
Родители также должны внушить своим детям мысль о том, что в семье существует антинаркотическая этика, антинаркотическая норма поведения. Они должны ясно дать им понять это. Родители должны ввести надлежащие и справедливые правила и стандарты поведения и применять разумное наказание. Что касается дисциплины, то тут наблюдается двойственность. Как можно ожидать, дети из семей, где родители позволяют им слишком многое, подвержены очень высокому риску употребления наркотиков. Но и дети из семей, где царит особенно строгая дисциплина, также подвержены высокому риску употребления наркотиков. Часто очень трудно найти золотую середину между двумя этими крайностями, но родители должны знать об опасностях, которые таят в себе слишком большие вольности или, наоборот, слишком строгая дисциплина. 
Вопрос: Так вы сторонник вмешательства с целью предотвращения наркотической зависимости? 
Ответ: И да, и нет. Важно правильно оценивать ситуацию. Мы 20 лет проводим исследования, демонстрирующие, что программа "Развитие жизненных навыков" может сократить употребление наркотиков наполовину в тех школах, где преподается эта программа, по сравнению со школами, где ее нет. Мы провели десятки исследований, результаты которых были опубликованы в научных журналах и демонстрируют, что подобный подход к профилактике может значительно и резко снизить употребление наркотиков. Процент успеха нашего метода достигает 90%, но разумнее говорить о 60% успеха. Ибо когда мы говорим, что программа "Развитие жизненных навыков", предложенная той или иной конкретной группе, приводит к 60-процентному сокращению числа детей, тяготеющих к наркотикам, по-прежнему остаются неохваченными 40% детей. Даже самая эффективная профилактика не достигает многих детей. И это очень важная проблема.
Другая серьезная проблема: профилактическая программа, как бы хороша она ни была, склонна с течением времени утрачивать свою эффективность, если не проводится постоянная работа, которую мы называем "активной поддержкой". Это особенно актуально для учащихся седьмых-восьмых классов средней школы. 
У меня имеются все основания верить в эффективность нашего подхода на основании данных научных исследований, которыми мы располагаем. Но обеспечивает ли он 100-процентный охват? Нет. По-прежнему остается много детей, которых мы не охватываем. 
Вопрос: Можно ли охватить всех детей или вы считаете, что это невозможно? 
Ответ: Это явно выходит за рамки наших нынешних возможностей. Трудно сказать, чего мы можем добиться в будущем. Я уверен, что мы сможем повысить и улучшить эффективность наших профилактических программ. По мере развития знаний и более ясного представления об основных причинах наркотической зависимости нам будет легче совершенствовать и дорабатывать профилактические подходы.
Большинство опробованных нами подходов оказались не очень эффективными. Важно выйти за рамки общепринятой точки зрения о том, что профилактика не работает, которая, по-видимому, преобладает среди широких масс населения и в некоторой степени в стенах Конгресса. Мы должны в первую очередь распространять информацию -- и это самое главное -- о том, что профилактические меры могут быть эффективными. Существуют подходы, которые оказываются действенными в случае их тщательной и правильной реализации. Второй важный момент связан с тем, что за последние 20 лет мы многое узнали о действенности различных методов, но имеется огромный разрыв между тем, что известно науке, и тем, что осуществляют на практике. Поэтому необходимо успешно воплощать полученные научные знания в жизнь, доводя их до тех, кто осуществляет программы, до практиков и педагогов. Мы должны показать им, какие именно подходы оказываются эффективными.