Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Наркотики - это тоже международный терроризм

Северо-западное отделение Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), обратившись к опыту европейских коллег, пришло к выводу: борьба с наркоторговлей эффективнее в комплексе с профилактическими работами, проводимыми в обществе. В первую очередь - в среде молодежи. При этом важная роль в этой работе отведена общественным, а не государственным структурам. О том, как в России намереваются проводить профилактическую работу против распространения наркотиков, и как в ней участвуют общественные и политические структуры в России, корреспонденту «Росбалта» рассказал заместитель начальника Управления по Северо-Западному федеральному округу 1-ого департамента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Николай Седых.

- Николай Петрович, в чем суть проводящихся профилактических мероприятий против распространения наркотиков в обществе?

- Есть три уровня мероприятий, цель которых - препятствовать распространению наркотиков в обществе. Первый связан с недопущением того, чтобы человек вообще пробовал наркотики. Мероприятия второго уровня направлены на реабилитацию тех людей, которые уже находятся в зависимости. И с теми, кто находится в лечебно-реабилитационных центрах, тоже проводится профилактическая работа. Суть мероприятий третьего уровня - принятие мер против тех, кто распространяет наркотики и втягивает людей в наркобизнес. Необходимость профилактического уровня продиктована тем, что существующей наркокультуре нужно противопоставить антинаркокультуру. Организуя профилактическую работу, мы координируем действия различных отраслевых структур субъектов Российской Федерации. Вместе эти структуры должны заниматься профилактикой распространения наркотиков на региональном уровне. Речь идет о региональных комитетах по здравоохранению, комитетах по образованию, комитетах по физической культуре и спорту и комитетах по молодежной политике. Скоординированная работа ведется на трех уровнях: в окружной комиссии СЗФО, межведомственных комиссиях территориального управления и межведомственных комиссиях местного самоуправления. Ввиду того, что в борьбе против наркотиков нужен не отраслевой, а комплексный подход, межведомственные комиссии, куда входят представители названных комитетов, разрабатывают комплексные программы по работе с молодежью.

- Какова направленность этих программ?

- Наркотики - это тоже международный терроризм, и борьба с ними должна быть частью антитеррористической политики. В этой связи одна из профилактических мер - программы патриотического воспитания. Сегодня мы вспоминаем подвиг, совершенный 6-ой ротой 104-го полка 76-ой Гвардейской Черниговской дивизии ВДВ, погибшей 5 лет назад, сражаясь, чтобы не допустить проникновения международного терроризма на территорию России. Международный терроризм неразрывно связан с потоком наркотиков, а те, кто употребляют наркотики, не понимая того, поддерживают терроризм. Подвигу десантников посвящен детско-юношеские соревнования по самбо, пропагандирующие здоровый образ жизни. Я являюсь членом организационного комитета соревнований, возглавляемого председателем ЗакСа Петербурга Тюльпановым. В этом оргкомитете проводится центральная мысль: нужно не просто говорить «Спорт против наркотиков», но создавать целую систему здорового образа жизни.

В первую очередь, мы хотели бы развивать детско-юношеский спорт, таким образом, занимая молодежь, так как праздность способствует втягиванию в среду, где употребляют наркотики. С этой целью создан общественный совет по пропаганде здорового образа жизни и пропаганде массового спорта на территории СЗФО, который я возглавляю. Помимо этого нужно развивать любительский спорт. Здесь можно перенять и советский опыт. Важно, чтобы больше людей занималось спортом. Наконец, мы ставим целью вырабатывать политику здорового образа жизни - чтобы для человека становилось модно быть просто здоровым. Чем больше здоровых людей, тем здоровее нация.

На заседании правительства Ленобласти прозвучало, что за пятилетний период население сократилось на 130 тысяч человек, а прирост составил всего 13 тысяч 800. От передозировки наркотиками в России погибли в 2004 году 70 тысяч человек. А в локальных войнах погибли 15 тысяч. Стоит задуматься и над тем, сколько еще недееспособных людей, которые больны наркоманией и живут лишь вопросом «Как достать?». К тому же наркоманы усиливают ряды криминалитета. В СЗФО сегодня 80% преступлений связано с наркотиками. Мы должны называть эти цифры молодежи.

- Взаимодействуете ли вы с политическими партиями и общественными организациями?

- Мы должны организовать взаимодействие с общественными организациями, чтобы заручиться поддержкой общества. Наша специализация как спецслужбы - создание агентурной сети для борьбы с наркотиками. Здесь мы действуем закрыто. Но мы знаем, что у наркобизнеса есть субкультура, которой мы должны что-то противопоставить. Здесь свою нишу должна занять общественность, политические партии и движения. И поэтому сегодня мы начинаем выстраивать с ними отношения. Профилактические мероприятия против наркотиков прописаны в уставе у 39 общественных организаций Санкт-Петербурга. Но, когда мы посмотрели, чем они занимаются, оказалось, что они работают уже в реабилитационных центрах. При этом нет общественной организации, которая бы занималась первичной профилактикой против наркотиков. Совет по пропаганде здорового образа жизни и пропаганде массового спорта на территории СЗФО, созданный вместе с академией им. Лесгафта, является сегодня прототипом такой общественной организации. Мы объединили 8 федераций СЗФО. В учредительный совет вошла не только академия. Туда начинают входить определенные структуры бизнеса. В интересах бизнеса сегодня активно работать с нами, потому что если он не поможет - со временем не будет рабочей силы. Опыт Швеции, Голландии и США показывает, что именно общественным структурам должна отводится ведущая роль в профилактической работе. Инициатива должна идти снизу.

Политические партии также должны принять участие в борьбе. Партии должны в своих идеологических платформах предусматривать решение данного вопроса. Здесь стоит задать некоторые вопросы лидерам региональных отделений партий: почему проблема замалчивается в субъектах, когда в думе уже были партийные слушания по этому вопросу? Нужно, чтобы региональные партийные лидеры нашли пути взаимодействия с нами. Например, региональный лидер «Единой России» в Ленинградской области Николай Пустотин возглавил в своем регионе комиссию по противодействию наркотикам. Это грамотный подход: одновременно и партийный лидер, и вице-губернатор, и возглавляет борьбу с наркотиками.

- А какова сейчас ситуация с борьбой против наркотиков в разных регионах СЗФО?

- Очень серьезная ситуация была в Ленобласти, где даже нет комплексной программы по противодействию наркотикам. Но когда мы с руководителем территориального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Александром Кармацким встретились с губернатором области Валерием Сердюковым и объяснили ситуацию, он провел заседание правительства, на котором были приняты конкретные постановления, где полномочия были переданы территориальной структуре ФСКН, как координирующей. Во взаимодействии с территориальными органами МВД и нашей территориальной структурой готовятся 3 государственные инициативы, с которыми выступит губернатор. Четко оговорено, какие отраслевые институты будут заняты в программе. Соответствующим постановлением комитету по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму и комитету по культуре поставлены четкие задачи. Наша роль в данном случае была инициативной и координирующей. 1 марта была создана рабочая группа по написанию комплексной программы. Такой подход губернатора можно поставить в пример. Другое дело - Архангельская область. Хоть комплексная программа по противодействию наркотикам уже была принята, но ни копейки денег в 2005 году для этих целей не было выделено. Можно открыто говорить, что губернатор Архангельской области недооценивает задачу, поставленную президентом, и недорабатывает в направлении борьбы с наркотиками. Окружная межведомственная комиссия также оценивает работу губернатора в этом направлении как плохую. Зато, например, в Карелии глава республики - Сергей Катанандов - лично присутствовал на заседании межведомственной комиссии, где выступал руководитель нашего территориального управления, и где был составлен план работы. Видно, что этому направлению глава республики внимание уделяет. То же самое можно сказать про губернатора Калининградской области.


http://www.rosbalt.ru/