Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Педагогическая профилактика наркомании

методические рекомендации

В. Овчаренко, кандидат медицинских наук, преподаватель Мытищинского медицинского училища, Московская область

Проблема наркотиков давно превратилась в глобальную, грозящую гибелью для человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных образовательных программ. Перед опасностью вовлечения подростков в употребление наркотиков другие педагогические заботы отходят на второй план. Если смысл современной школы - создать образовательную среду, способствующую развитию подростков, то наркотизация пространства их жизнедеятельности гарантированно разрушает все педагогические усилия.

Детей нельзя оградить от наркотика, но научить их сознательно отказываться от него можно и нужно.
В работе с подростками необходимо учитывать, что они склонны слушаться только тех, кого любят и уважают. Активность и эрудированность учителя, а также его умение вызвать доверие, уважение и интерес подростков способствуют повышению эффективности антинаркотической работы.


При рассказе о наркотических веществах следует избегать ненужной детализации, нельзя давать подробные сведения о их внешнем виде, месте произрастания, способах приема, действии, вызываемых ощущениях. Это часто играет роль рекламы, провоцирует к пагубному, вредному экспериментированию.
Необходимо подчеркивать на основе конкретных примеров непредсказуемость действия наркотических веществ, неизвестность предстоящего, большую опасность возникновения беды.
Излагая проблематику, связанную с употреблением наркотических веществ, не следует придавать ей особую, первостепенную значимость, создавать впечатление, будто бы для людей свет клином сошелся на данной теме. Напротив, необходимо развенчивать роль употребления таких веществ в человеческой жизни, показывать, что их истинная роль — замена полноценной жизни ее жалким подобием. Не следует огульно, голословно ругать потребителей наркотиков, надо лишь подчеркнуть, что они составляют незначительную часть молодежи. Необходимо разоблачать мифы, связанные с наркотиками и наркоманами, указывая, какой непоправимый вред они приносят здоровью человека.
Изложение материала должно проходить без излишней драматизации, без многих сообщений об ужасах, опасностях, связи употребления наркотиков с «греховностью», «моральной распущенностью». На подростков такое производит мало впечатления, ибо большей их части свойственно стремление к риску и убежденность, что «со мной это не случится».
В настоящее время многие подростки достаточно хорошо информированы и, если учитель искажает или преувеличивает негативные последствия употребления наркотиков, то они могут оценить эту информацию как ложную. Рейтинг учителя при этом резко снизится.
Очень важно, чтобы и сами подростки принимали участие в анти-наркотической работе, преодолев извечную убежденность, что «доносить на товарища нельзя». Не-обходимо объяснить учащимся, что табу недоносительства в данном случае не действует, поскольку сокрытие столь важных сведений может нанести непоправимый вред здоровью их товарища. Очевидно, что в этом случае подростки должны полностью доверять учителю, с которым они намерены поделиться информацией.
Для правильной постановки антинаркотического воспитания учащихся необходимо четко понимать, что недостаточно добиваться только усвоения подростками определенной суммы подобных знаний (хотя эта задача, конечно, чрезвычайно важна). Здесь особого внимания педагога требует формирование у подопечных готовности применять эти знания в каждом конкретном житейском случае, понимание того, что нет «сильных» и «слабых» наркотиков, что любое употребление наркотических веществ - шаг в пропасть.
Очень важно в антинаркотическом воспитании и обучении подростков упирать не на страх, а на чувство долга, достоинство, поощряя стремление подростков к самоутверждению через преодоление отрицательных черт личности, социальное становление в учебе и посильном труде.
Главная педагогическая цель - сформировать у подростков психологический иммунитет, то есть вызвать у них отрицательное отношение к наркотикам. Для этого до каждого несовершеннолетнего необходимо донести информацию о пагубном влиянии наркотических и токсических веществ на организм, о возможности заражения такими страшными заболеваниями, как СПИД, гепатит, сифилис. Последнее может послужить дополнительным аргументом против начала употребления психоактивных веществ. Необходимо также научить подростков правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих.
Одним из основных звеньев в антинаркотическом просвещении и воспитании в школе должен стать курс биологических наук. Конкретные примеры влияния наркотических веществ на физиологические процессы, происходящие в организме, можно рассмотреть при изучении анатомии, физиологии и гигиены человека (раздел «Биология. Человек», 9-й класс).
Представленные уроки профилактики наркомании расположены в последовательности, которая способствует формированию у учащихся внутренних антинаркотических барьеров. Уроки содержат доступный для учеников 9-го класса материал. Характер изложения оставляет учителю возможность для индивидуального творчества с учетом особенностей обучаемых.
Дополнительно дается информация об осложнениях, возникающих в результате употребления наркотических и токсических веществ (в таблицах), а также анкета для учащихся, содержащая вопросы для проверки усвоения ими учебного материала и позволяющая оценить степень их устойчивости к наркогенному давлению среды, для оценки уровня осведомленности подростков о социальных и юридических последствиях употребления наркотических средств.
От того, насколько методически правильно будет организована профилактическая работа, зависит результат, цена которого - здоровье и жизнь детей, будущее России.
 

Программа профилактики наркомании и токсикомании у подростков в школьном разделе «Биология. Человек»
Программа рассчитана на 7 уроков, которые проводятся на заключительном этапе изучения биологии в 9-м классе.
 

Цели:
• Утверждение здорового образа жизни, выработка теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни. Помочь подросткам осознать, что употребление психоактивных веществ вредно для здоровья, ведет к формированию
наркотической зависимости, что является причиной тяжелых социальных и медицинских последствий.
• Сформировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, привить надежный иммунитет против приема первой дозы и отвращение к любым формам употребления наркотических веществ. Профилактика различных болезней и зависимостей.
• Научить подростков по внешним признакам определять потребителей наркотиков и сформировать к ним адекватное отношение.
• Обучить способам решительного противодействия попыткам вовлечения в употребление наркотиков.

Вводная статья: В. Овчаренко. Педагогическая профилактика наркомании.
Методические рекомендации.

 

Урок 1. Что такое наркомания и токсикомания? Медицинские последствия употребления наркотических средств.

Урок 2. Стадии развития болезни. «Сильные» и «слабые» наркотики.

Урок 3. Инфекционные заболевания лиц, употребляющих наркотики. Действие наркотических веществ на внутренние органы.

Урок 4. Психические нарушения при употреблении наркотических и токсических средств.

Урок 5. Угрожающие состояния и неотложная помощь при передозировке.

Урок 6. Специфические осложнения при употреблении наркотических средств.

Урок 7. Можно ли избавиться от наркомании?

Приложения:

Ролевые игры.

Последствия применения конопли, кокаина, опиатов.

Тактика отказа от наркотиков.