Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Электронное научно-методическое издание

для учителей ОБЖ

Урок 2. Стадии развития болезни. «Сильные» и «слабые» наркотики.

Урок 2. Стадии развития болезни. «Сильные» и «слабые» наркотики.

Педагогическая профилактика наркомании
методические рекомендации (продолжение)

В. Овчаренко, кандидат медицинских наук, преподаватель Мытищинского медицинского училища, Московская область

Урок 2.
Стадии развития болезни. «Сильные» и «слабые» наркотики.
Цель урока:  убедить учащихся в том, что наркотики приносят непоправимый вред здоровью человека; «сильные» или «слабые» наркотики - это условное деление. Принятие «слабых» наркотиков - это «открытая дверь» для «сильных».
Основные понятия: стадии болезни, толерантность.
 

Основные положения урока:
Для оценки уровня осведомленности о медицинских последствиях наркотизации предоставить учащимся следующие утверждения, с которыми им нужно либо согласиться, либо их опровергнуть:
• Наркоман становится уязвимым для многих болезней, поскольку наркотики разрушают его иммунную систему.
• Многие наркотики просто растворяют мозг.
• Наркомана всегда можно узнать по внешнему виду.
• Наркоман всегда утрачивает свои способности и умения. Он начинает хуже соображать, суждения его становятся примитивными.
• Одна из наиболее вероятных причин смерти наркомана - передозировка.
• В среде наркоманов чрезвычайно велика вероятность заражения вирусом СПИДа, что влечет неминуемую гибель.
• Наркотики приводят в действие механизм саморазрушения организма

Если учащиеся недооценивают медицинские последствия наркотизации, то совершенно очевидно, что они слишком мало знают о наркотиках.
Развитие наркомании или токсикомании имеет определенные стадии. Длительность этих стадий зависит от степени токсичности и наркогенности принимаемого вещества, от возраста больного, особенностей его организма и состояния здоровья.

Обычно выделяют три стадии болезни:
1-я стадия. Спустя какое-то время после приема наркогенного вещества (иногда уже после однодвукратного) развивается психическая зависимость. Характерным ее признаком является употребление вещества в одиночку, когда человек принимает наркотик не «за компанию», а для удовлетворения индивидуальной потребности получить удовольствие. Формирование психической зависимости описывается классической триадой: эйфория - толерантность - абстинентный синдром. Толерантность - это способность организма преодолевать, на определенном этапе, неблагоприятное воздействие наркотиков. Однако для достижения желаемого эффекта ему уже требуются все более высокие дозы вещества, возрастающие, по сравнению с первоначальными, в 10-1000 раз. Следовательно, со временем наркотик потребляется и чаще, и в большем количестве, а при прекращении приема наркотика наступает болезненное состояние - абстинентный синдром.
2-я стадия. Помимо психической, формируется и физическая зависимость. Она проявляется в возникновении абстинентных расстройств. На этой стадии существенно повышается толерантность к веществу. Нарастают признаки ухудшения функций организма -личностных (социальных), индивидуально-психических (интеллект, воля, выносливость к нагрузкам, контроль эмоций), физических. Потребляемый наркотик постепенно утрачивает свое эйфоризирующее (т.е. повышающее настроение) действие и становится лишь средством избавления от тягостного или неприятного состояния.
3-я стадия. Психическая и физическая деградация, тяжелые и необратимые изменения в организме. Человек становится инвалидом. Отсутствие желаемого эффекта от введения вещества, наряду со снижением устойчивости к нему, часто приводит к передозировке и смерти. Конечная стадия заболевания — общее истощение, необратимые изменения центральной нервной системы.


Самый распространенный вид наркомании - это наркомании, вызванные препаратами конопли. Существует большое количество названий такого наркотика: гашиш, анаша, марихуана, «травка» , план и т.д. Отношение к конопле, особенно среди подростков, очень легкое. Часто они считают, что «травка» - это совсем не наркотик. Так ли это?
Известно, что период полувыведения марихуаны из организма равен 3-7 суткам, то есть ТНС (тетрагидроканнабиол) очень долго остается в организме и уже при употреблении с частотой 3-4 раза в неделю накапливается в нем.
ТНС растворим в жире и нерастворим в воде, вследствие чего он накапливается в клетках, содержащих много жира.
Стенки клеток мозга, называемых нейронами, содержат жир. У обезьян, которым коноплю давали эпизодически, постепенно на стенке нейрона появились ТНС-островки. У обезьян, постоянно куривших марихуану, она становилась «нафаршированной» ТНС, и «жировая прокладка» утолщалась в 400 раз по сравнению с таковой в норме. Это отрицательно сказывалось на работе мозга: снижалась способность к обучению, значительно ухудшались кратковременная память и зрение (в частности, оценка расстояния между предметами).
У человека, курящего коноплю, происходит то же самое. Следовательно, употребление конопли приводит к тяжелому повреждению головного мозга. Результаты еще одного эксперимента говорят сами за себя: через сутки после выкуривания одной сигареты с коноплей опытнейшие пилоты при проверке на авиатренажерах были не в состоянии выровнять самолет по центру взлетно-посадочной полосы, несмотря на их уверенность в том, что они находятся в отличной форме. Вот тебе и «легкий» наркотик.
У курильщика конопли обычно краснеют глаза. Иногда его охватывают приступы беспричинного смеха. А что творится в организме курильщика? Даже «слабая» конопля в 5-6 раз вреднее табака. Когда человек курит ее, он дышит гораздо глубже, чем обычный курильщик. Доказано, что бронхит, эмфизема и рак легких возникают у курильщиков конопли чаще, чем у курящих обычный табак, не говоря уже о некурящих людях.
Алкалоиды конопли серьезно поражают печень, страдает сердце, так как препараты конопли ускоряют частоту сердечных сокращений. Перегрузка, в свою очередь, быстро истощает ресурсы миокарда и вызывает выраженные изменения мышцы сердца. Кроме того, нарушается работа нервных узлов, ответственных за ритмичную работу сердца, и возникает сердечная аритмия. Сам больной ее может и не ощущать, но электрокардиографические исследования почти в 100 процентах случаев выявляют патологию.
Деление наркотиков на так называемые «легкие» и «тяжелые» не является научным и не используется в документах ООН и других международных организаций, занимающихся проблемами борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Установлено, что до 95 процентов детей, потребляющих героин, начинали именное «легкого» наркотика — конопли. От конопли до героина - всего один шаг. Единственная возможность удержаться от этого шага, — остановиться еще раньше - перед коноплей.
 

Домашнее задание: 
• Каковы стадии болезни при наркомании?
• 
Как влияет употребление конопли на здоровье человека?
• 
Имеете ли вы знакомого, который употребляет коноплю?
• 
Расскажите, что вы думаете об этом?
• 
Каковы его жизненные перспективы?
• 
От чего он может умереть?
• 
Объясните высказывания: «Начиная потреблять наркотики, человек теряет свободу, предавая себя в рабство». «Лжец тот, кто делит наркотики на сильные и слабые, утверждая при этом, что последние безвредны».

Вводная статья: В. Овчаренко. Педагогическая профилактика наркомании.
Методические рекомендации.

 

Урок 1. Что такое наркомания и токсикомания? Медицинские последствия употребления наркотических средств.

Урок 2. Стадии развития болезни. «Сильные» и «слабые» наркотики.

Урок 3. Инфекционные заболевания лиц, употребляющих наркотики. Действие наркотических веществ на внутренние органы.

Урок 4. Психические нарушения при употреблении наркотических и токсических средств.

Урок 5. Угрожающие состояния и неотложная помощь при передозировке.

Урок 6. Специфические осложнения при употреблении наркотических средств.

Урок 7. Можно ли избавиться от наркомании?

Приложения:

Ролевые игры.

Последствия применения конопли, кокаина, опиатов.

Тактика отказа от наркотиков.


Педагогика безопасности

создан для концентрации и систематизации научных и образовательных идей, исследований и технологий в области развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности
далее

Словарь ОБЖ

"Словарь содержит более 1000 понятий и терминов. Учтены все разделы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», 

далее 

Сайт "ОБЖ:

Основы безопасности жизнедеятельности"

предназначен для формирования позитивного имиджа предмета ОБЖ

Видео ОБЖ

Видеоуроки и видеоматериалы по ОБЖ и безопасности человека в различных ситуациях

Видеоуроки

мультфильмы

документальные фильмы

художественные фильмы

on-line
далее