Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Курс начинающего наркомана

А.Горбовец, старший преподаватель Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова
ОБЖ № 11 2005 г.


Существует ли у нас реклама наркотиков? Любой без запинки ответит, что нет, ибо это запрещено законом. Конечно. Однако существование такого закона вовсе не мешает подобной рекламе постоянно мозолить глаза и находить свое место в головах россиян, особенно молодых.
По телевидению часто показывают сюжеты о поимке наркодельцов, наркокурьеров или обнаружении наркопритонов. Вот - арестованные, изъятый у них товар. Сюжет, как будто, о борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Но... Вот это «но» заставляет задуматься. Сюжет об очередной победе - в том, что борцы с наркокурьерами сделали свое дело, причем неплохо, сомнений нет. Они провели огромную работу: выявление каналов распространения «дури», наблюдение за преступниками, их захват и т.п. Но сказано телезрителям только о последнем событии в длинном ряду.
В связи с этим обратимся к популярному некогда телесериалу «Семнадцать мгновений весны». Вспомните сюжет, когда Штирлиц, идя по коридору департамента, вдруг увидел в руке эсэсовца «чемодан, который он узнал бы из тысячи точно таких же» ? Это был чемодан с передатчиком, принадлежащий его радистке Кэт.
Идя «за чемоданом», Штирлиц оказался в кабинете у другого эсэсовца - Рольфа, которому было поручено «разобраться» с русской радисткой. Штирлиц в непринужденной беседе выведал у Рольфа некоторые секреты, и его неуместное любопытство могло обойтись дорого. Но, уходя, Штирлиц вдруг спрашивает Рольфа: «Да! А зачем я к тебе зашел? Я же зашел за снотворным. Все знают, что у тебя самое лучшее в департаменте шведское снотворное ». А дальше - голос диктора: «Штирлиц вывел для себя правило: запоминается последняя фраза. Теперь, если Рольфа спросят, кто заходил и зачем, он ответит, что заходил Штирлиц за снотворным».
Теперь вернемся к нашим «антинаркотическим» сюжетам. Дельцов поймали, товар конфисковали. А итог всему действу подводит фраза: « Конфисковано товара на сумму...». И озвучиваются умопомрачительные числа. Такое - почти в каждом подобном сюжете. И правило Штирлица срабатывает, например, в отношении молодого человека, сидящего в этот момент возле телевизора. Он, чьи родители вкалывают с утра до ночи за мизерную зарплату, глядя на экран и слушая дикторский текст, непроизвольно свое внимание остановит на суммах, упомянутых в конце(!) сюжета.
Понимая, что, следуя примеру родителей, заработать «нормальные деньги» невозможно, молодой человек вполне может сделать свой вывод: «Да этим пойманным мужикам просто не повезло! Вот мне-то, наверняка бы, «подфартило!» Результат? Этот добрый молодец - потенциальный работник «наркотического промысла» . У него не отложилось в голове (да такой задачи никто и не ставил), что теперь задержанных ждут нары и, извините, «параша», а также много-много такого, из-за чего вовсе не следовало бы искать легких денег на ниве наркотиков.
В общем, что ни говори, а искусство - великая сила!
Далее. Известно, что один из основных принципов рекламы - это принцип частых упоминаний. Оттого производители товаров и делают все, чтобы их продукция постоянно мелькала у нас перед глазами: по телевизору, в газетах и журналах, на громадных рекламных щитах. Этот способ позволяет сбить-таки с толку нормального человека, и он, в конце концов, идет и покупает даже то, что ему вовсе не нужно.
В отношении наркотиков указанный принцип срабатывает тоже. Казалось бы, в обществе идет борьба с употреблением наркотиков, и чем чаще мы будем со всех сторон кричать «Наркотикам - нет!», тем большее количество людей отвратим от пагубного пристрастия. Ой, не скажите! Частое упоминание о «наркоте» вполне может дать обратный результат. Чем чаще будем повторять слово «наркотики», тем быстрее оно станет привычным и воспринимаемым абсолютно спокойно, если не равнодушно. В этом и есть фокус.
А тут еще со всех сторон - анекдоты о наркоманах, шутки в телепередачах на тему нюхания и «ширяния». Словом, принцип частых упоминаний в действии!
Молодежные развлекательные программы и телефильмы, те и вовсе умеют пройтись по «наркоте» весело, с огоньком! Подобный жизнерадостный способ подачи смертельного товара рано или поздно разбудит в человеке, особенно в молодом, желание попробовать то, о чем так усердно жужжат во все уши. Естественна мысль: «Если о наркотиках так классно хохмят, тогда что же в них может быть страшного? А всякие «пугалки» существуют, наверное, только для проформы - начальство приказало». Внутренний барьер, предохраняющий от приема наркотиков, снят.
Пройдемся по улицам столицы нашей Родины, обратим внимание на огромные плакаты, гласящие: «Скажи наркотикам - нет!» Это борьба? Возможно. А еще это мощное напоминание: «Не отвлекайся на пустяки! Есть тема и покруче!» В том же ряду лозунг «Двор - без наркотиков!» Нельзя исключать, что и он - хорошая подсказка тем, кто без дела болтается по двору, кому совершенно нечем заняться во дворе, где нет ни спортплощадок, ни кружков. Рано или поздно у такой ребятни возникнет вопрос: о чем вообще речь? Все кругом только и твердят, что о «наркоте» да о «кайфе», а мы еще этого и не пробовали. Вот оно действие принципа частых упоминаний.
Существует масса телепередач, где так или иначе присутствует тема наркотиков. И, кстати, не всегда в них - негодование или скорбь по поводу «пропащих душ». Куда там! Наркоманы - персонажи и даже главные герои некоторых фильмов и «литературных» произведений. Случается, что известные люди, кумиры молодежи в средствах массовой информации как бы невзначай нет-нет да и обмолвятся, что, мол, были времена, и мы тоже баловались «этим делом». Явный намек: мы принимали, но как видите, продолжаем оставаться достойными людьми и даже стали весьма популярны.
Для тех, кто уже морально созрел для «приема», телевидение постоянно «втыкает» сюжеты - «курс начинающего наркомана», где во всех подробностях показывается, где купить, что и как готовить и даже - куда и каким образом вводить. И это считается борьбой с наркоманией? Да это ее прямая пропаганда!
Конечно, для уравновешивания тем телевидение время от времени демонстрирует эпизоды о том, как наркоманы страдают во время «ломки», рассказывает про погибших от «передозы» . Но вместе с тем на головы телезрителей обрушивается информация о клиниках, где наркоманы «выздоравливают, как мухи» на ошеломляющие 80 процентов. Словом, не робей, лови «кайф», а возникнут трудности - медицина поможет!
Прочитав написанное, кто-то может задаться вопросом: «Выходит, о губительном действии наркотиков теперь уже и говорить нельзя? Отвечу: можно и нужно. Но говорить надо так, чтобы подаваемая информация не кренила корабль нашей жизни на один борт. Не ровен час перевернемся.
Я имею в виду следующее. Нам во все уши твердят «что такое плохо», постоянно замалчивая, а «что такое хорошо?». С каким-то странным упорством сообщают, чего делать нельзя, но почему-то ни звука о том, что можно и должно.
Со слезами на глазах внимают телезрители откровениям «заблудших овечек» - бывших алкоголиков и наркоманов, - умиляясь их высказываниям типа: «Наконец-то мы прозрели и увидели, как прекрасен этот мир». Но с экрана - ни звука о том, что существует на свете много людей, которые были и остаются «зрячими» всю свою жизнь и красоту мира увидели отнюдь не на закате своих дней. Однако телевидению они не интересны.
Нам толкуют, что наркоманы ничем в жизни, кроме «зелья», не интересуются, но не торопятся рассказать, чем и как живут люди, жизнь которых одухотворена и наполнена иным смыслом. Какие у этих людей есть секреты жить счастливо, причем - без применения «спецсредств» в виде алкоголя или наркотиков? Пусть они поделятся своим видением жизни с телезрителями - это и будет профилактика алкоголизма и наркомании.
Спортсмены, артисты, художники, поэты, писатели, изобретатели, ученые, священники, бизнесмены, политики, наконец, просто счастливые люди, увлеченные чем-либо и достигшие каких-либо высот в своем творчестве любого вида, - разве они не стоят внимания?
На экране много, даже чрезмерно много, ужасов. К тому же ужасов фантастических, то есть «притянутых за уши». Но абсолютно нет счастья. Ужасы могут запугать и развить неврозы, но научить человека жить они не в состоянии, жить учит СЧАСТЬЕ!
Нам все время сообщают, что наркотики разрушают здоровье, но не часто - как его научиться сохранять. Я не против информации о «болезнях ». Я за то, чтобы преобладала реклама ЗДОРОВЬЯ. Здоровья духовного и физического. Вот тогда это и можно будет назвать заботой о нации. Реклама фитнес-центров - это еще не реклама здорового образа жизни. Это реклама престижной жизни. А в заботе о здоровье детей, молодых людей нужно делать передачи, стимулирующие их записаться в какую-нибудь секцию или кружок, заниматься интересным и полезным делом. А пока что лозунг «Двор - без наркотиков!» в свете ранее сказанного можно читать в обратную сторону: «Наркотики - в каждый двор!»
«Неграмотный подобен слепому!» - писали на плакатах во время борьбы за всеобщую грамотность в двадцатые годы прошлого века. «Будьте зрячими!» - прошу я вас в начале века нынешнего.