Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ADIPISCING ELIT

Через 10 лет после Будённовска (Атака Нальчика. Город выстоял)


А.Ченцов, наш спец. корр.
ОБЖ № 11 2005
 

Террористический акт в Нальчике унес более сотни жизней и нанес ущербе 29000000 рублей.
"Жемчужина Кавказа", "Кавказская Швейцария" как еще называют Кабардино-Балкарскую Республику, вмиг почернела от горя. Случилось это в четверг 13 октября 2005 года, когда на улицах Нальчика раздались автоматные очереди и разрывы гранатометных зарядов. Чистые и опрятные улицы цветущего и зеленого даже поздней осенью курортного города залила кровь убитых и раненых. Жители оцепенели от ужаса. Силовики вступили в смертельную схватку с боевиками, которые одновременно атаковали местный аэропорт, Нальчикский погранотряд, здания республиканского УФСБ, Северо-Кавказского управления Центра "Т" по борьбе с терроризмом ГУ МВД по Южному федеральному округу, три отдела городского УВД, УБОП, базу ОМОНа МВД КБР и ГУИН...
Горе прямо-таки ворвалось в семьи виновных и невинных: погибли 11 человек гражданского населения и 36 сотрудников милиции, ФСБ, МЧС и военнослужащих внутренних войск МВД России и МО РФ, более 100 получили пулевые и осколочные ранения. Нашли свою погибель и около сотни боевиков, 97 процентов из которых - местные жители в возрасте от 15 до 25 лет.
Факт участия в нападении на Нальчик земляков из "пятой колонны" вызвал у местных жителей и гнев, и стыд. Но есть и гордость: террористам не удалось поставить город на колени, осуществить и более гнусные замыслы. Отпор был адекватным и молниеносным. Эффективно сработала и территориальная система РСЧС, позволившая свести до минимума человеческие жертвы среди мирного населения, в короткое время ликвидировать последствия уличных боев.

Мне уже доводилось быть в этих местах 10 лет тому назад. По той же причине - террористический акт. Только тогда беда случилась в Будённовске, а не в Нальчике.
Уже на въезде на территорию Кабардино-Балкарской Республики нас встречал серьезный и острый, даже пронизывающий взгляд блокпостов. А еще - сплошная пелена тумана, из которой навстречу вдруг вышла колонна реанимобилей с ранеными. Мы уже знали, что в Минводах их ждал спецрейс самолета на Москву.
От "детального" досмотра силовиков нас спасала символика МЧС России на автомобиле и включенная мигалка. Еще - документы сопровождающих. Ведь город - в осаде. В кольце, если по-военному. Блокирован, если правильно. На каждом перекрестке, на каждой площади - подвижные патрули и засады. Зеленый и серый камуфляжи мелькают тут и там, нередко рядом "в цивильном", но при полном вооружении стоят оперативники ФСБ и МВД. И вот мы в холле Главного управления МЧС России по КБР. С траурного портрета в глаза входящих смотрит молодой офицер -дознаватель территориального органа ГПН МЧС России по г.Нальчику старший лейтенант внутренней службы Заурбек Хажнагоев, который погиб от рук боевиков одним из первых среди нальчан. Он по служебным делам проезжал мимо здания Главного управления ФСБ по КБР во время начавшегося штурма. Фотография его перевернутой "девятки" попала во все мировые СМИ, его имя - вряд ли. Раненого и беспомощного молодого и красивого офицера, перспективного, по словам командиров, один из террористов просто... добил. И тут же "схлопотал" пулю в лоб от снайпера ФСБ - за подлость и бесчеловечность.
Во дворе управления еще одно напоминание о "четверге 13-го" - изрешеченная автоматными пулями серая "Волга" сотрудника местного отделения Чрезвычайной страховой компании Владимира Лобжанидзе. Он сумел вывести машину из-под обстрела, но его жена, тоже находившаяся в салоне, с ранением попала в больницу. Еще один автомобиль с офицерами внутренней службы МЧС России Альбертом Бечеловым и Асланом Бижевым был обстрелян в 200 метрах от Главного управления МЧС Росии по КБР в момент захвата оружейного магазина "Арсенал".
Уроды! - то и дело слышится комментарий из комнаты оперативного дежурного: то к теленовостям, то к поступающим на пульт сводкам. - Смотри, что творят! Что натворили!... Видишь, еще троих накрыли... Это здесь недалеко.
Узнаю: смена дежурит усиленная и вооруженная. Правда, не все табельным оружием - пара-тройка пистолетов - это ведь как рогатка против бегемота. Многие пришли на "работу" по тревоге с личным оружием: карабинами, охотничьими ружьями и солидным боезапасом. Но 13 октября вовремя добраться до управления удалось не каждому. Бои шли практически во всех районах города, общественный транспорт резко встал, личные автомобили могли стать мишенью, пеших задерживали силовики.
И все-таки оперативная группа из числа офицеров и сотрудников ГУ МЧС по КБР сумела собраться, организовать охрану здания и территории управления. Они и спасатели Эльбрусского ПСО находились в полной боевой готовности в течение двух суток, пока не завершилась активная стадия антитеррористической операции. Силы МЧС задействова-лись только в тех случаях, когда силовикам требовалась техническая помощь. И они ее незамедлительно получали. Квалифицированную и своевременную.

Расстрелянный праздник

Накануне, 12 октября, в школе №5 во всю шла подготовка к проведению Дня знаний. Здесь спланировали оригинальную ознакомительную экскурсию для дошколят. Развесили плакаты и рисунки в холле, силами учеников начальных классов подготовили художественно-литературную программу, в школьной столовой испекли пироги. К 10.00 ждали малышей из дошкольного учреждения, за которыми прямо с утра ушли два завуча. Но в 9.20 рядом со школой раздались взрывы, по стенам здания застучали пули. Все просто очумели: учителя, ученики... Директор тоже.
Школа №5 города Нальчика - школа престижная. Она находится почти в самом центре столицы республики. И, казалось бы, ее соседство с управлениями антитеррористического центра "Т" по Северному Кавказу, УФСБ по КБР и 2-м ОВД города заведомо служило залогом надежности. Потому и учатся в ней, в основном, дети сотрудников этих ведомств и подразделений, представителей власти, бизнесменов.
Но в этот день главным гарантом безопасности стала опытная и деятельная директор школы Светлана Гузеровна Емузова , как говорится, педагог со стажем. 20 лет она трудится на учебной ниве. Учила и детей, и взрослых, а именно - педагогов, когда заведовала метод-кабинетом в Институте повышения квалификации педагогических кадров КБР. За ее плечами и работа со школьниками начальных классов, и должность заместителя директора школы по воспитательной работе, и заведование учебной частью.
А еще за ее плечами, хрупкими и по-настоящему женственными, - маленькая война и большой подвиг. За ее плечами спасенные жизни сотен девчонок и мальчишек. За ее плечами волевое решение и организация четких действий педагогов и учеников в чрезвычайной ситуации в зоне боевых действий, которая и в учебниках-то толком не расписана. Увы, появилась в нашей жизни сегодня и такая ЧС.
- Вы знаете, испугалась я уже потом, - виновато улыбаясь, говорит Светлана Гузеровна. - А сразу - начала действовать: командовать, покрикивать при эвакуации на отставших, контролировать все происходящее. Охрипла даже. Мне потом уже ребята военные говорили: вам бы дивизией командовать... Кстати, а сколько народу в дивизии?
Узнав о численности, она решила, как Чапаев, что еще немного подучится. Хотя, по правде говоря, свои 800 школяров, что, к примеру, для дивизии кадра - это зашкал, Емузова вывела из неравного боя без потерь. Вышла победителем, о чем узнала лишь сутки спустя после 13-го, когда по списку уточнила местонахождение и состояние здоровья каждого ученика. А тогда...
Решение срочно эвакуировать ребятишек из школы у нее возникло мгновенно. Но куда? Сдерживали полное отсутствие информации и стрельба под окнами учебного заведения. Ведь террористы расположили свои огневые позиции в сквере, прямо перед центральным входом в школу. С. Емузовой удалось связаться с близлежащим ОВД, сотрудники которого одобрили ее решение и пообещали отвлечь и задержать террористов, пока ученики и педагоги не покинут здание. Тут же в голове директора возник второй вопрос: а вдруг - паника, и детвора ринется на улицу, где идет бой?...
"А вдруг" не состоялось. Когда Светлана Гузеровна снова вышла в коридор, то увидела картину, о которой в те минуты можно было писать стихи: старшеклассники (100 процентов мальчиков и 99 девчонок) спустились на нижние этажи и стали выводить из классов тех, кто помладше. Детьми назвать их за поведение в той ситуации, даже язык не поворачивается. Только несколько старшеклассниц запаниковали. Что касается остальных ребят, то они стали настоящими помощниками директора школы и, если хотите, спасателями.
- Знаете, о ком я сразу подумала, увидев эту картину? - спрашивает Емузова и тут же отвечает: о МЧС, о полковнике Серове, о его подчиненных, о УМЦ чрезвычайного ведомства. Ведь это они всего три недели назад провели у нас такое учение, такое занятие, что вот он - результат-то налицо! Я стою, а у меня все движется. Представляете?
Двигалось всё и все, тех, кто "тормозил", подхватывали под руки, брали на руки, вели и несли в глухой, без окон коридор, куда не залетят пули и осколки. Ученики младших классов происходящее принимали за очередное учение и действовали по принципу: как учили. Правильно действовали. Старшие подходили к происходящему по-взрослому.
Один из старшеклассников - ответственный за открытие-закрытие запасного выхода на случай пожара, подошел к "заветному ключику" в коробке под стеклом и, разбив стекло, взял ключ. Кивком головы директор дала добро на открывание дверей, ведущих... к бетонному забору, прилегающего к школьному двору стадиона.
- Иного пути у нас не было, -продолжает свой рассказ Светлана Гузеровна. - У парадного входа шел бой. Тут уж я обосновала сама для себя решение о немедленной эвакуации из школы: а вдруг боевики хотят повторить "бесланский вариант". Нет, думаю, детей в заложники я вам не дам! Всем необходимо рассредоточиться. А стена? Ее я за преграду не считала.
Правильно посчитала директор. Во всяком случае для эвакуируемых стена преградой не явилась - опять-таки старшеклассники постарались. Они, став лесенкой и скрестив руки в перехвате, соорудили живой трап для тех, кто не мог "взять препятствие". И пока последний из малышей и пожилая учительница не преодолели бетонный забор, "дорога жизни", сотворенная руками старшеклассников школы №5 города Нальчика, функционировала безотказно.
Школу ребята покинули за минут 10-15. Организованно, под присмотром педагогов и старшеклассников. А вот дальше...
- Дальше не сработало, - признается Светлана Гузеровна. - Место сбора мы не определили. В итоге дети ринулись врассыпную по принципу кто-куда. Чуть позже мы организовали в одном из частных домов что-то вроде штаба, но было поздно.
Как говорилось выше, всё обошлось благополучно - дети не пострадали. А вот педагоги намаялись здорово. Многие не спали, не обедали, не ужинали. Обходили дома учеников со списками, выслушивали претензии родителей, корили себя сами. Да и что тут скажешь, если один из первоклашек, выскочив на прилегающую к школе улицу, "тормознул" жигули и со словами: "Знаете, что у нас там происходит?.. Так вот, отвезите меня быстро домой!" - запрыгнул в чужую машину. К хорошим людям, как оказалось, запрыгнул. Его довезли по названному адресу. А если бы это были бандиты?..
Не киношные боевые действия происходили под окнами школы, была реальная угроза жизни и здоровью детей. Педколлектив и учащиеся школы № 5 г. Нальчика на личном опыте убедились, что знания лишними не бывают. Учителя все до одного сказали, что теперь будут дружить с УМЦ МЧС России по КБР и его Главным управлением. В школе все убеждены, что выйти без потерь из этого боя им помогли совместно проведенные накануне занятия и тренировки по действиям в ЧС, ряд семинаров и занятий, которые провели на базе их учебного заведения специалисты МЧС. Мало того, педагоги школы №5 безжалостно анализируют свои действия в этой ситуации, делают выводы, извлекают уроки. А главное, что этим занимается и директор школы Светлана Гузеровна Емузова, одна из немногих, если не из первых педагогов России, представленная к награждению нагрудным знаком МЧС России "За заслуги".