Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Электронное научно-методическое издание

для учителей ОБЖ

Культура безопасности жизнедеятельности системообразующий фактор снижения рисков ЧС

Культура безопасности жизнедеятельности системообразующий фактор снижения рисков ЧС 


Р.Цаликов, первый заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям

Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. Однако мы видим, что и в XXI веке сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Усиливаются социальные противоречия, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Все больше тревожат мировую общественность инфекционные заболевания. Перед человечеством все более остро встают вопросы: что происходит с нашей безопасностью? Как создать новые, более эффективные системы и технологии управления ею? К решению каких критических, узловых задач следует прежде всего приложить усилия? 
В настоящее время все очевиднее становится тот факт, что для решения проблем снижения рисков различных кризисных явлений недостаточно только нормативных правовых, организационно-технических и инженерных мероприятий. Опыт показывает, что меры по увеличению надежности технических объектов, созданию алгоритмов безопасного управления ими, по разработке совершенных средств и способов защиты от чрезвычайных ситуаций малоэффективны. Управление безопасностью человека, общества, государства следует осуществлять через социальную сферу, через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения. Необходимо учитывать человеческий фактор. Ведь, по различным оценкам, именно этот фактор инициирует возникновение до 80-90 процентов всех техногенных и до 30-40 процентов природных чрезвычайных ситуаций. 
Надо подчеркнуть, что учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не сводится только к формированию у людей определенной совокупности знаний и умений. Важно, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Этого можно достичь путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности. 
Само понятие «культура» весьма неоднозначно. Его диапазон чрезвычайно широк: от любых результатов деятельности людей до основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации. Широко применяются определения культуры и как способа функционирования или качественного состояния общества, и как совокупности материальных и духовных ценностей, и как стереотипов поведения, и т.д. 
Нам же представляется, что в основу определения культуры безопасности жизнедеятельности должны быть положены: мировоззренческая основа, система ценностей; традиции, устойчивые правила поведения членов общества; духовные, интеллектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности. 
С учетом этого дадим такую формулировку: под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности. 
А если сказать проще, то культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности. Очевидно, что объектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности начального уровня целесообразно рассматривать личность. Несомненно, качества личности, проявляемые в повседневной жизни и при воздействии опасностей, являются определяющими в том, чтобы не допустить развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизировать их негативные последствия. Бесспорно также и то, что безопасность поведения коллективов людей, социальных групп, общества в целом будет в существенной степени зависеть от качеств и свойств составляющих их людей. 
Человек более полно реализует свои качества и способности, свой профессиональный потенциал, вступает в отношения с коллективом в производственной сфере. В трудовом коллективе, на производстве, в месте профессиональной деятельности человек проводит значительную часть времени. Статистика показывает, что именно производственная сфера - источник огромного количества масштабных угроз и опасностей. Поэтому в качестве объекта формирования культуры безопасности жизнедеятельности более высокого уровня следует рассматривать трудовые коллективы, корпорации. 
Наконец, не вызывает сомнения то, что именно система социальных и государственных ценностей и приоритетов служит системообразующим фактором обеспечения безопасности жизнедеятельности. Стало быть, данную категорию необходимо рассматривать и на уровне общества и государства. 
Исходя из сказанного, можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности: 
• на индивидуальном уровне -это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности ; 
• на коллективном уровне -корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области; 
• на общественно-государственном уровне - традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности. 
Наше министерство на протяжении всего времени своего существования, а особенно активно - в течение последних десяти лет, уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях. Примерный перечень методов и средств ее формирования у населения страны, который активно использует МЧС России при поддержке специалистов Минобнауки России и других федеральных органов исполнительной власти, можно свести к следующему. 
• На индивидуальном уровне -семейное воспитание, обучение и воспитание в ходе проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), подготовка учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах, полевых лагерях, а также в общественных движениях. 
• На коллективном уровне -развитие системы корпоративных ценностей, профессиональной этики и морали, подготовка персонала потенциально опасных и других объектов. 
• На общественно-государственном уровне - проведение государственной политики, развитие общенациональной идеологии безопасности, нормативной правовой базы, научно-техническая деятельность в области управления рисками, социальная реклама безопасности. Как видим, формирование культуры безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер, имеет многоаспектное значение. Отсюда деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер. 
Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. 
К особенностям такой политики следует отнести:
• более активную реализацию общегосударственных и региональных программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий; 
• всё более активное вовлечение в деятельность по обеспечению безопасности граждан, общественных организаций и общества в целом, придание государственной политике в данной сфере общенационального характера; 
• всемерное развитие сервиса безопасности, комплекса услуг и товаров, позволяющих обеспечить безопасность человека, которые в дополнение к государственной защите предоставляет рынок; 
• привлечение страховых механизмов снижения рисков, формирование положительного общественного мнения в области обязательного противопожарного страхования как элемента культуры безопасности жизнедеятельности, разъяснение основ государственной политики в деле страхования рисков чрезвычайных ситуаций, целесообразности введения налога на пожарную и иные виды безопасности. Учитывая эти особенности, дальнейшее развитие системы безопасности жизнедеятельности человека и общества в целом, на наш взгляд, должно идти на базе ряда основных принципов. Прежде всего - это принцип высшего приоритета жизни человека. Вся деятельность в области безопасности жизнедеятельности должна быть направлена на минимизацию человеческих жертв и пострадавших. 
В современных условиях нельзя рассматривать проблемы безопасности человека, общества, государства, мирового сообщества изолированно, в отрыве друг от друга. Поэтому нужно не только декларировать, но и применять на практике принцип: «Безопасность индивидуума невозможна без обеспечения общественной безопасности». 
Крайне важен и принцип оптимизации затрат. В соответствии с ним при реализации политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в целях минимизации ущерба для хозяйственных объектов следует исходить из того, чтобы соблюдался баланс между затратами, выгодами и рисками, рассматриваемыми интегрально. 
Государственная политика обеспечения безопасности жизнедеятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей. При ее реализации необходимо учитывать все природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности регионов. 
Такая политика должна строиться на сочетании интересов и распределении ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями, между государственными органами, частным предпринимательством и неправительственными общественными организациями. Надо стремиться к консолидации всех национальных сил: государственных, частных и общественных. 
Бесспорно, основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности - это образование как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности. Культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения, что возможно, главным образом, в рамках системы образования. 
Усилиями МЧС России создана и эффективно функционирует единая система подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, охватывающая все население России - от детей до людей пенсионного возраста. 
Обучение в рамках этой системы осуществляется на основании положений Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», а также соответствующих постановлений Правительства РФ по вопросам обучения населения в области безопасности жизнедеятельности. Так, только в 2007 году обучение в рамках этой системы прошли около 40 тысяч должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти, руководящего состава и должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 
Население, занятое в сферах производства и обслуживания, обучается в организациях на плановых занятиях по программе в объеме 14 часов, а также путем самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков в ходе практических занятий, объектовых тренировок и комплексных учений. Например, в прошлом году в стране было проведено более 150 тысяч таких учений и тренировок, в которых приняли участие около 12 миллионов человек. 
А население, не занятое в сферах производства и обслуживания, обучается путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов. Основное внимание при этом уделяется подготовке людей к умелым действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера применительно к местам их проживания, воспитанию чувства высокой ответственности граждан за подготовку к защите от различных опасностей. 
Поскольку культурные нормы и социальные ценности наиболее эффективно прививаются у подрастающего поколения, мы предпринимаем значительные усилия, направленные на организацию и осуществление обучения. Оно проводится в рамках общеобразовательного курса ОБЖ и обще-профессиональной дисциплины БЖД, в кадетских корпусах, школах, классах, центрах и полевых лагерях «Юный спасатель», центрах «Юный пожарный». В этом плане оказываем содействие деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», Всероссийского добровольного пожарного общества, Всероссийского студенческого корпуса спасателей. Так, в прошлом году около 15 миллионов учащихся прошли обучение по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД. На различных уровнях проведено более 20 тысяч соревнований «Школа безопасности» и 500 полевых лагерей «Юный спасатель», в которых участвовали около двух миллионов человек. Кроме того, были организованы специализированная смена «Юный спасатель» - 13 команд из Москвы, Вологодской области и Южного региона - и VIII Всероссийские соревнования «Школа безопасности», в которых состязались 28 команд общей численностью более трехсот человек из всех регионов страны. . МЧС России уделяет постоянное внимание вопросам совершенствования образовательного процесса, улучшению учебно-методической и материальной базы. За последние три года по заказу министерства был разработан широкий перечень продукции, включающий плакаты и раскраски для детей младшего школьного возраста, компьютерные тесты, мультимедийные и электронные учебники, компьютерные мультфильмы и обучающие программы по безопасности жизнедеятельности, учебно-методический комплект для учреждений среднего профессионального образования и др. Вся эта продукция разработана с учетом основных принципов формирования культуры безопасности жизнедеятельности, она тиражируется и внедряется в культурно-образовательную практику. Однако в нашей стране имеется большое количество образовательных и культурно-просветительских учреждений, а тираж указанной продукции ограничен. Она является только инициирующим фактором разработки и массового внедрения в регионах, где можно учесть их природные, техногенные и другие особенности. 
Для обеспечения должного учебно-методического уровня преподавания курса ОБЖ и дисциплины БЖД проводится повышение квалификации преподавателей в учебно-методических центрах ГОЧС и на курсах ГО. В 2007 году в них прошли обучение 25 тысяч преподавателей ОБЖ, а в Институте развития Академии гражданской защиты МЧС России - 70 преподавателей дисциплины БЖД учебных заведений профессионального образования. 
Кроме того, осуществляется подготовка специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в высших и средних учебных заведениях МЧС России, а также на базовых кафедрах министерства в МАТИ-РГТУ имени К.Э.Циолковского, МФТИ, Кубанском государственном университете и в других. 
В условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают современные информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет создаваемая в стране Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Она предназначена для обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей. 
Структурно ОКСИОН состоит из федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (местных) информационных центров и терминальных комплексов, включающих подсистемы массового информирования и оповещения населения, наблюдения и сбора информации, радиационного и химического контроля, звукового вещания и информационной безопасности. В настоящее время завершены работы по созданию и вводу в эксплуатацию первой очереди объектов этой системы. Так, в городах Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Астрахани, Пятигорске, Самаре, Казани, Ижевске и Омске созданы информационные центры, 30 пунктов уличного оповещения и информирования населения, 140 терминальных комплексов в составе пунктов информирования и оповещения населения в местах с массовым пребыванием людей (632 плазменные панели и 358 устройств типа «бегущая строка»). 
Таким образом, сегодня у нас есть достаточно мощный сегмент ОКСИОН. Вообще же внедрение этой системы обеспечит гарантированное оповещение и информирование населения о различных угрозах и опасностях, сократит сроки доведения необходимой информации, увеличит действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей и самое главное - будет способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения. 
Особая роль в формировании такой культуры принадлежит информированию населения через средства массовой информации о прогнозируемых и возникших ЧС, о пожарах и ходе их ликвидации, по вопросам деятельности МЧС России, РСЧС и гражданской обороны, о профессиях пожарного и спасателя. 
Продолжается работа по наполнению сайта детской безопасности «Spas-extrim.ru». Новостная лента этого сайта - единственный в России ресурс, на котором регулярно публикуются новости Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», а также чрезвычайные происшествия с детьми и подростками. В 2007 году на сайте были размещены обучающие видеоролики для школьников по тематике безопасности жизнедеятельности. 
Ежедневно на федеральных телеканалах выходит множество сюжетов о деятельности МЧС России, даются соответствующие публикации в центральных печатных СМИ («Российская газета», «Независимая газета», газеты «Московский комсомолец», «Известия», « Новые Известия », с еженедельник «Аргументы и факты», журналы «Итоги», «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Пожарное дело», «Вестник МЧС России», газета «Спасатель МЧС России»). 
В целях повышения культуры безопасности населения наше министерство стало инициатором создания ряда телевизионных программ. В частности, с сентября 2006 года выходит в эфир совместный проект телеканала НТВ и МЧС России - еженедельный информационный тележурнал «Спасатели», который рассказывает не только о буднях сотрудников МЧС, но и о том, почему при ликвидации последствий ЧС спасатели поступают так, а не иначе, как избежать чрезвычайных ситуаций, что делать, если беда все-таки случилась. 
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» были подготовлены и размещены в эфире телеканала «Столица» десять передач из цикла «Академия безопасности» - о правилах оказания первой помощи при ДТП. 
Из перечисленного видно, какое внимание уделяет МЧС России современным информационно-телекоммуникационным технологиям формирования культуры безопасности жизнедеятельности, средствам массовой информации и коммуникации. 
Однако в регулируемом, целенаправленном процессе формирования такой культуры важна и обратная связь с населением. Мы не только должны воздействовать на людей, формируя их мировоззрение, сознание в области безопасности, но и оценивать, какой результат имеет это воздействие. Поэтому нужно более масштабно проводить социологические исследования среди населения по проблемам безопасности жизнедеятельности, эффективно использовать их результаты в практической работе. 
Конечно, перестройка такой важнейшей части индивидуального и коллективного сознания, как мировоззрение людей, система их идеалов и ценностей, мотивационной сферы человека и общества - крайне трудоемкий и долгосрочный процесс. Отсюда понятно, что деятельность по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у нас пока еще недостаточно эффективна. Только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и научных сообществ мы сможем повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, усилить сплоченность общества перед природными, техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения. 

Журнал "Основы безопасности жизнедеятельности" №4 2008 г. 


Педагогика безопасности

создан для концентрации и систематизации научных и образовательных идей, исследований и технологий в области развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности
далее

Словарь ОБЖ

"Словарь содержит более 1000 понятий и терминов. Учтены все разделы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», 

далее 

Сайт "ОБЖ:

Основы безопасности жизнедеятельности"

предназначен для формирования позитивного имиджа предмета ОБЖ

Видео ОБЖ

Видеоуроки и видеоматериалы по ОБЖ и безопасности человека в различных ситуациях

Видеоуроки

мультфильмы

документальные фильмы

художественные фильмы

on-line
далее